Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.03.2010 по делу N А32-47877/2009-11/931-20АЖ Затраты на содержание аварийно-диспетчерской службы и технического обслуживания газопроводов и сооружений до вводного газопровода подлежат государственному регулированию и возмещаются через тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. по делу N А32-47877/2009-11/931-20АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Канатовой С.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Крымскрайгаз“ - Татьянко В.С. (доверенность от 23.10.2009), от заинтересованного лица - Департамента цен и тарифов Краснодарского края - Уланова Р.А. (доверенность от 17.02.2010), Жирова Д.А. (доверенность от 11.01.2010), рассмотрев кассационную жалобу Департамента цен и тарифов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2009 (судья Лесных
А.В.) по делу N А32-47877/2009-11/931-20АЖ, установил следующее.

ОАО “Крымскрайгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2009 б/н о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Решением суда от 30.11.2009 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что действующее законодательство не предусматривает включение расходов на аварийно-диспетчерское обслуживание населения, а также обследование технических подпольев и подвалов на загазованность в тарифы на услуги по транспортировке газа.

Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение от 30.11.2009, определением от 19.01.2010 жалоба возвращена заявителю в связи с пропуском срока на обжалование и отсутствием мотивированного ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 30.11.2009 и отказать в удовлетворении требований.

Заявитель жалобы считает, что затраты на содержание аварийно-диспетчерской службы и службы по эксплуатации и ремонту газопроводов общества в полном объеме учтены в тарифах на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям Крымского района, утвержденных Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) для ОАО “Краснодаркрайгаз“.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители участвующих в деле поддержали доводы
и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 11 час. 30 мин. 02.03.2010 до 13 час. 50 мин. 09.03.2010.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляет эксплуатацию систем газоснабжения природным газом и оказание услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию газового оборудования, производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводных газовых линий, поставку, транспортировку и реализацию газа непосредственно его потребителям на территории г. Крымска и Крымского района.

При проверке фактов, изложенных в обращениях граждан, проведенной на основании приказа Региональной энергетической комиссией департамента от 25.08.2009 N 50/2009-КМ установлено, что общество взимает плату за аварийно-диспетчерское обеспечение населения и обследование технических подпольев и подвалов на загазованность, расположенных на расстоянии до 15 м по обе стороны от газопровода, затраты по которым в полном объеме включены в тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Крымского района. Указанными действиями нарушены нормы приказа ФСТ России от 05.12.2008 N 322-Э/4 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-бытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Краснодарского края“.

Указанное обстоятельство зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 21.09.2009. По результатам проведения проверки вынесено постановление от 22.09.2009 б/н о привлечении общества к ответственности по части 2 статье 14.6 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 100 тыс. рублей.

Общество
обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным.

При рассмотрении дела суд руководствовался следующим.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда. Собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.

Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

Постановляя вывод о том, что затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования не могут входить в структуру розничной цены газа, суд также указал, что в случае, если газораспределительная организация на основании заключенных договоров с собственниками (юридическими и (или) физическими лицами) жилых и общественных зданий, квартир и газового оборудования или уполномоченными ими организациями оказывает услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, учет расходов ГРО на выполнение услуг по указанным договорам ведется раздельно от регулируемого вида деятельности и не учитывается при формировании расходов для расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям.

Принимая во внимание наличие заключенных обществом с ООО “СтройПромТехКомплект“, ООО “Управляющая компания “Управдом“, ТСЖ “Сирень“, ТСЖ “Оптимист“ договоров на
оказание вышеназванных услуг, суд отклонил довод департамента о включении платы за аварийно-диспетчерское обслуживание и обследование технических подпольев, подвалов на загазованность в тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Крымского района.

Указанный вывод суд сделал без учета совокупности правовых норм, регулирующих вопросы оказания услуг газоснабжения населению, от имени которых названные хозяйствующие субъекты заключали договоры обслуживания газораспределительных сетей.

Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ (далее - Закон о газоснабжении) деятельность в области газоснабжения, в том числе по транспортировке газа, относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.

В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

потребителем газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Статьей 5 Закона о газоснабжении установлено, что для собственников Единой системы газоснабжения, организаций-собственников региональных систем газоснабжения, организаций-собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют
единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 7 Закона о газоснабжении).

Следовательно, в комплекс услуг газоснабжения населения входит как подача газа непосредственно потребителям, так и их обслуживание сетей газоснабжения и их объектов.

В силу статьи 8 Закона о газоснабжении Правительство России в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом “О Правительстве Российской Федерации“, в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей; устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными
организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством России правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона (статья 18 Закона о газоснабжении в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства“ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации делегировано право установления розничных цен на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения.

Подпунктом “е“ пункта 4 “Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 также установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.

В силу пункта 10 вышеуказанного постановления регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и
торговли Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства“ (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 453).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ регулируемые государством цены (тарифы) должны применяться всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также физическими лицами.

Департамент на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства“ осуществляет регулирование розничной цены на природный газ, составной частью которого являются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Приказами Федеральной службы по тарифам от 07.12.2007 N 414-э/1 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Краснодарского края“ и от 05.12.2008 N 322-э/4 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Краснодарского края“ для ОАО “Краснодаркрайгаз“ утверждены дифференцированные, по группам конечных потребителей тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в том числе по группе потребителей “население“ на 2008 год - 425 рублей 13 копеек за 1 куб. м., на 2009 год - 482 рубля 70 копеек за 1 куб. м.

Приказом ФСТ России от 05.12.2008 N 322-Э/4 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Краснодарского края“, в числе которых в полном объеме учтены услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Крымского района, и в розничной цене на природный газ, реализуемый населению. Рассчитанные тарифы на коммунальные услуги, в том числе по газоснабжению, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (газ) в цену работ и услуг по содержанию газораспределительной сети до ввода в жилое здание.

Данный приказ принят ФСТ России в пределах предоставленной компетенции, официально опубликован, соответствует предъявляемым законом требованиям. Следовательно, разрабатываемые ФСТ России в пределах в пределах предоставленных ей полномочий указания обязательны для применения и исполнения сторонами по договору.

Из материалов дела следует, что основанием проведения проверки департаментом послужили обращения граждан, уплативших в составе коммунальных платежей стоимость услуг по “аварийно-диспетчерскому обеспечению в размере 90 рублей исходя из “расценки с НДС“ за одну квартиру“. Общество факт взимания платы за работы о выявлению утечек газа в подвалах зданий, расположенных на расстоянии до 15 метров по обе стороны газопровода, не отрицает. В материалах дела имеются договоры общества с ООО “СтройПромТехКомплект“ от 20.05.2009, ООО “Управляющая организация “Управдом“ от 01.06.2009, ТСЖ “Сирень“ от 02.06.2009, ТСЖ “Оптимист“ от 27.08.2009, платежные поручения от 12.08.2009, от 28.08.2009, приходные кассовые ордера от 18.08.2009, 28.08.2009, свидетельствующие об оплате указанных услуг.

Названные юридические лица (помимо ООО “СтройПромТехПроект“, осуществляющего услуги по ремонту, обслуживанию газопроводов, газового оборудования, находящихся на содержании общества, и их аварийно-диспетчерскому обеспечению) являются исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги потребителям - жильцам жилых домов, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, а оплачивают услуги, предназначенные жильцам,
по тарифам, утвержденным для населения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размеры платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем газа осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.

Следовательно, расчет размера платы за приобретение названными исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги должен осуществляться по тарифам, используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Довод общества об отсутствии у него обязанности применения установленных тарифов газоснабжения населения в части, не покрывающей его расходы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию и обследованию технических подпольев и подвалов, противоречит положениям статьи 21 Закона о газоснабжении (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), которой установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом “О естественных монополиях“ к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация-собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации (статья 23 Закона о газоснабжении в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован (статья 18 Закона о газоснабжении в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

На основании статьи 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 (далее - Положение N 332), Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

В силу пункта 5.2 Положения N 332 Федеральная служба по тарифам на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Из постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 г. N 335 “О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации“ в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 следует, что в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям могут включаться по согласованию с газораспределительными организациями специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Специальные надбавки включаются в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям, установленные для соответствующей газораспределительной организации.

Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (пункты 1, 3, 4).

Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением не рассматриваемых в настоящем деле случаев.

В структуру установленного ФСТ России розничной цены на природный газ, реализуемый населению, включены оптовая цена на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе потребителей “Население“. Собственникам (арендаторам) сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату (тариф) за аварийно-диспетчерское обслуживание и обследование технических подпольев и подвалов.

Статьей 26 Закона о газоснабжении организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.

Как следует из пункта 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Согласно пункту 5 указанных Правил, поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.

В связи с прямым установлением обязанности применения ОАО “Краснодаркрайгаз“ цены на газ, установленной приказами ФСТ России от 07.12.2007 N 414-э/1 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Краснодарского края“ и от 05.12.2008 N 322-э/4 “Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Краснодарского края“ по дифференцированным, по группам конечных потребителей, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (в том числе по группе потребителей “население“) на 2008 год в размере 425 рублей 13 копеек за тысячу кубических метров, на 2009 - 482 рубля 70 копеек за тысячу кубических метров, дополнительное возложение на конечных потребителей газа - населения, расходов на услуги аварийно-диспетчерского обеспечения и обследования технических подпольев и подвалов не соответствует требованиям закона.

Потребителем применительно к Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 307), является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Рассматривая вопрос о дополнительном характере оказываемых обществом услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию и обследованию технических подпольев и подвалов, кассационная инстанция учитывает также положения пункта 6 Правил N 307, понимающего под газоснабжением круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Из положений 13 Правил N 307 также следует, что на собственников жилых помещений или исполнителей, предоставляющих коммунальные ресурсы, возложена обязанность по приведению в состояние готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также иного оборудования, находящегося в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (внутриквартирного оборудования).

В соответствии с пунктом 26 Правил N 307 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

При этом Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N ГКПИ09-1339).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а не Положение N 307.

Размер платы за газоснабжение также рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15 Положения N 307). Исполнитель при этом обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, устранять аварии (подпункты “г“, “д“ пункта 49 раздела IV Правил N 307).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, зарегистрированном в Минюсте Российской Федерации 17.09.2009 за N 14788 (далее - Порядок N 239), техническое обслуживание внутридомового газового оборудования включается аварийное обслуживание потребителей газа и проведение аварийно-восстановительных работ (подпункт “г“), при этом проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.

Из приложения N 1 к Порядку N 239 “Минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния“ следует, что объектами технического обслуживания являются части внутридомового газового оборудования (в том числе газопроводы сети газопотребления, газоиспользующее оборудование), работы по техническому обслуживанию которых выражаются в числе прочего в визуальной проверке состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр), технического диагностирования - стальные газопроводные сети газопотребления, диагностика которых производится в местах пересечения ими строительных конструкций дома.

Следовательно, в расчет тарифа по оплату услуги газоснабжения населения входят все расходы, связанные с транспортированием газа вплоть до места присоединения в жилом помещении (исходя из понятия, определенного для вводного газопровода в пункте 1 Положения N 9, - до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания).

В расчет платы за газоснабжение, приведенном как Положении N 307, так и в Порядке N 239 входят объем коммунального ресурса, установленный тариф, в некоторых случаях - количество проживающих граждан, оплата за выполнение услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению и обследованию технических подпольев и подвалов в их числе не значится.

Обязанность по осуществлению расходов на проведение диагностических, профилактических работ, производству ремонта арендованного ОАО “Краснодаркрайгаз“ имущества и по несению расходов, связанных с его эксплуатацией, возложена на него пунктами 4.3.4 договоров аренды от 01.01.2008 и от 01.01.2009.

Расходы на проведение указанных работ в соответствии с договором аренды несет арендатор