Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2010 по делу N А32-30533/2009-51/348 Осуществить проверку пункта 4 Положения по организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования таксомоторами индивидуального пользования на соответствие его приказу департамента по транспорту и связи субъекта РФ не представляется возможным, так как на момент вынесения постановления такой приказ департаментом не издавался.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2010 г. по делу N А32-30533/2009-51/348

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 5 марта 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Зорина Л.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - заместителя прокурора Краснодарского края - Лоза О.В. (удостоверение N 062388, выдано 16.02.2009), от заинтересованного лица - Администрации муниципального образования Кавказский район - Коломийцевой Е.В. (доверенность от 121-5693/09-01), рассмотрев кассационную жалобу заместителя прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2009 по делу А32-30533/2009-51/348 (судьи Базавлук И.И., Шкира Д.М.,
Лесных А.В.), установил следующее.

Заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Кавказский район (далее - администрация) о признании недействующим постановления администрации от 12.02.2009 N 60 в части утверждения пункта 4 Положения по организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования.

Решением от 05.11.2009 суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Решение мотивировано тем, что осуществить проверку пункта 4 Положения по организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования на соответствие его приказу Департамента по транспорту и связи Краснодарского края об утверждении руководства по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае не представляется возможным, так как такой приказ Департаментом по транспорту и связи Краснодарского края не издавался.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения решение суда, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 12.02.2009 главой администрации муниципального образования Кавказский район издано постановление N 60 “Об организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования“ пунктом 2 которого утверждено Положение по организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования (далее - Положение).
Названное Положение разработано в соответствии с Законом Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ “Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае“ и Руководством по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае от 06.09.2007 (пункт 1 Положения).

21 февраля 2009 постановление главы администрации муниципального образования Кавказский район от 12.02.2009 N 60 и Положение опубликованы в газете “Огни Кубани“ за N 19 (13528). Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции представителями участвующих в деле лиц.

Полагая, что требования пункта 4 Положения, в котором содержится ссылка на нормативный правовой акт, не опубликованный официально для всеобщего сведения нарушают права граждан и юридических лиц, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности по эксплуатации таксомоторов, создают препятствия в получении ими разрешительных документов, нарушая их права и законным интересы, прокурор города Кропоткин 02.04.2009 принес протест на постановление от 12.02.2009 N 60 с требованием изменить его в соответствии с требованиями закона.

Данный протест рассмотрен главой администрации муниципального образования Кавказский район 13.04.2009 и отклонен.

Не согласившись с постановлением администрации от 12.02.2009 N 60 в части утверждения пункта 4 Положения прокурор обратился в арбитражный суд.

Согласно пункту 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вывод суда первой инстанции о том, что Положение, утвержденное постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 12.02.2009 N 60, является нормативным правовым актом, распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение, является правильным.

Согласно пункту 4 Положения перечень документов, необходимых для предоставления в орган местного самоуправления для получения удостоверения соответствия и карточки соответствия, срок рассмотрения документов, а также основания для отказа в выдаче удостоверения соответствия и карточки соответствия утвержден специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края (Департамент по транспорту и связи).

В соответствии с информацией Департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 26.06.2009 N 60-2635/09-08-01.04, представленной в прокуратуру Краснодарского края, приказ об утверждении Руководства по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае не издавался. Во исполнение статей 2, 11 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ издан приказ от 18.04.2008 N 46 “Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае“, который размещен на официальном сайте Департамента по транспорту и связи в разделе “Нормативная база“ (автомобильный транспорт, краевое законодательство) и, как указывает Департамент, направлен электронной почтой в администрации муниципальных образований Краснодарского края для руководства в текущей деятельности (л. д. 16 - 17).

Прокурор указывает, что не опубликование для всеобщего сведения приказа Департамента нарушает права граждан и
юридических лиц, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности по эксплуатации таксомоторов, создает препятствия в получении ими разрешительных документов, в связи с чем требования пункта 4 Положения, в котором содержится ссылка на документ Департамента транспорта и связи, являются незаконными.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что осуществить проверку пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания на территории муниципального Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования на соответствие его приказу Департамента по транспорту и связи Краснодарского края об утверждении Руководства по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае не представляется возможным, так как на момент вынесения постановления от 12.02.2009 N 60 такой приказ Департаментом по транспорту и связи Краснодарского края не издавался.

Из представленной в материалы дела информации от 26.06.2009 N 60-2635/09-08-01.04 Департамента по транспорту и связи Краснодарского края следует, что приказ об утверждении Руководства по организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае не издавался. Вместе с тем, во исполнение статей 2 и 11 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ издан приказ от 18.04.2008 N 46 “Об исполнении Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ “Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае“, которым утверждены: формы удостоверения соответствия и карточки соответствия для выдачи перевозчикам и службам заказом таксомоторов индивидуального пользования; перечень документов, необходимых для предоставления в комиссию органа местного самоуправления для получения удостоверения и карточки соответствия перевозчиками и службами заказа таксомоторов индивидуального пользования, а также перечень оснований для отказа в выдаче удостоверения соответствия и карточки соответствия; положение о Реестре перевозчиков и
служб заказа таксомоторов индивидуального пользования; порядок ведения Реестров перевозчиков и служб заказа таксомоторов индивидуального пользования в муниципальных образованиях Краснодарского края; порядок ведения сводного Реестра перевозчиков и служб заказа таксомоторов индивидуального пользования. Данный приказ размещен на официальном сайте Департамента по транспорту и связи Краснодарского края в разделе “Нормативная база“ и направлен электронной почтой в администрации муниципальных образований Краснодарского края для руководства в текущей деятельности.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации пояснил, что утвержденный названным приказом Департамента по транспорту и связи Краснодарского края перечень и формы документов применяются уполномоченным органом при организации транспортного обслуживания населения муниципального образования Кавказский район таксомоторами индивидуального пользования. Жалобы о том, что перевозчикам, желающим заняться обслуживанием населения таксомоторами индивидуального пользования не было известно о том, какие документы ими должны быть представлены, или о том, что названным лицам отказано в принятии заявления в связи с непредставлением необходимых для этого документов, не поступали.

Так как приказ от 18.04.2008 N 46 “Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае“ размещен на официальном сайте Департамента по транспорту и связи в разделе “Нормативная база“, а прокурор не представил доказательства о том, что пунктом 4 Положения нарушены права конкретных граждан или юридических лиц, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности по эксплуатации таксомоторов, созданы препятствия в получении ими разрешительных документов, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2009 по делу N А32-30533/2009-51/348 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи

Л.В.ЗОРИН

Т.В.ПРОКОФЬЕВА