Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу N А32-2483/2009-63/56-14АЖ Наличие в продаже алкогольной продукции без ценников подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается. При таких обстоятельствах вывод судов о совершении обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует закону.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2010 г. по делу N А32-2483/2009-63/56-14АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Бобровой В.А. и Воловик Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Динские колбасы“ - Сорокиной Д.Л. (доверенность от 11.01.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Динские колбасы“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2009 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 (судьи Золотухина С.И., Иванова Н.Н., Ткаченко Т.И.) по делу N А32-2483/2009-63/56-14АЖ, установил следующее.
ООО “Динские колбасы“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 12.01.2009 N 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 16.03.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2009, в удовлетворении требования обществу отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 12.01.2009 N 4.
В обоснование жалобы общество указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку государственными стандартами не устанавливается обязанность указания на этикетках информации о сроках использования или конечных сроках использования алкогольной продукции. Кроме того, в части реализации алкогольной продукции без ценников общество указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.12.2008 налоговой инспекцией проведена проверка принадлежащего обществу магазина “Продукты N 24“, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Гоголя, 23. В ходе проверки установлен факт реализации обществом алкогольной продукции (вино полусладкое “Изабелла“, 1 л, вино полусладкое “Мерло“, 1 л) без ценников, а также при отсутствии на алкогольной продукции (коньяк “Российский“, 0,5 л, коньяк “Большой приз“, 0,5 л) информации о сроке использования или конечном сроке использования данной продукции как на потребительской этикетке, так и в товарно-сопроводительных документах.
В результате проверки, зафиксированной в акте от 16.12.2008 N 009535, в отношении общества составлен протокол от 30.12.2008 N 010116 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса.
Постановлением налоговой инспекции от 12.01.2009 N 4 общество привлечено к административной ответственности по указанной статье с назначением наказания в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования общества, суды правомерно исходили из следующего.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение иных (т. е. не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о цене алкогольной продукции, а также о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, которая в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения общества к административной ответственности послужил факт реализации алкогольной продукции (коньяк “Российский“, 0,5 л, коньяк “Большой приз“, 0,5 л) при отсутствии на этикетках и в товаросопроводительных документах информации о сроках использования или конечных сроках использования продукции. Данный факт подтверждается актом проверки от 16.12.2008 N 009535, объяснениями продавца общества Зинченко С.Ф., протоколом об административном правонарушении от 30.12.2008 N 010116.
Закон, устанавливающий правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, содержит общее правило о необходимости информировать покупателя о сроке использования или конечном сроке использования алкогольной продукции и не ставит выполнение этого требования в зависимость от содержания объемной доли этилового спирта в ней. Закон наделил Правительство Российской Федерации полномочиями лишь определять порядок доведения указанной информации до потребителей, а не условия, при которых обязательно отражать срок использования на алкогольной продукции. Равным образом Закон не содержит отсылочные нормы о необходимости руководствоваться по данному вопросу Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“, Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ или ГОСТом.
На основании изложенного довод кассационной жалобы о том, что государственными стандартами не устанавливается обязанность указания на этикетках информации о сроках использования или конечных сроках использования алкогольной продукции, надлежит отклонить.
В силу пункта 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В пункте 141 Правил определено, что при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена.
Наличие в продаже алкогольной продукции без ценников подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод судов о совершении обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса, соответствует закону.
Довод общества о квалификации выявленных правонарушений как малозначительных подлежит отклонению. Предусмотренные статьей 2.9 Кодекса основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда кассационной инстанции, отсутствуют.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов при рассмотрении дела по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А32-2483/2009-63/56-14АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОРИН
Судьи
В.А.БОБРОВА
Л.Н.ВОЛОВИК