Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 N 07АП-1632/10 по делу N А45-24421/2009 По делу о взыскании платы за пользование вагонами.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. N 07АП-1632/10

Дело N А45-24421/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.К.Калиниченко

судей: Л.Ф.Зубаревой

И.Н.Мухиной

при ведении протокола судьей Мухиной И.Н.

при участии в заседании:

от истца - Нестеренко И.В. по доверенности от 04.02.10

от ответчика - Суслова
А.О. по доверенности от 26.08.08

от третьего лица - Григорьева О.Н. по доверенности от 09.02.10

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Сибпромжелдортранс“ на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 декабря 2010 года по делу N А45-24421/2009 (судья Шевченко С.Ф.)

по иску открытого акционерного общества “РЖД“ в лице филиала “Западно-Сибирская железная дорога“

к открытому акционерному обществу “Сибпромжелдортранс“

третье лицо - открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Новосибирскэнерго“

о взыскании 8 152 938, 25 рублей

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице “Западно-Сибирской железной дороги“ - филиал ОАО “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу “Сибпромжелдортранс“ (далее - ОАО “СПЖТ“) о взыскании 6 603 738, 35 рублей платы за пользование вагонами и 1 549 200 рублей штрафа за задержку вагонами.

Решением суда первой инстанции от 22 декабря 2009 года (резолютивная часть объявлена 15 декабря 2009 года) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его изменить в части взыскания платы за пользование вагонами начисленной по актам общей формы в размере 3 140 858, 55 рублей, принять по делу новый судебный акт, отказав во взыскании указанной части. Апеллянт указывает, что истец не доказал, что перечисленные вагоны в актах общей формы (N 63, 65, 67, 83, 88, 90, 91, 94, 96, 97, 99, 100, 102, 102/1, 103, 106, 107, 110, 111, 115, 116, 117, 119, 121), которые простаивали на путях общего пользования принадлежат на праве собственности именно ОАО “РЖД“, следовательно право на взыскание платы за пользование вагонами не доказано.

Истец в письменном отзыве на апелляционную
жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав, что собственность вагонов указана в предоставленных в материалы дела ведомостях подачи и уборки вагонов под указанным номером вагона проставлено СОБ или ЖДА.

Третье лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить в части взыскания 40 451, 58 рублей в т.ч. НДС 18% в размере 6 170, 58 рублей, в удовлетворении иска в указанной части отказать в связи с недоказанностью истцом обстоятельств, повлекших начисление платы.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение изменить в части и принять по делу новый судебный акт.

Представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение изменить.

Учитывая, что ответчик не согласен с решением суда в части удовлетворения требований о взыскании платы за пользование вагонами начисленной по актам общей формы в размере 3 140 858, 55 рублей, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Заслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 22 декабря 2009 года, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с 20.07.2002 между сторонами действует договор, связанный с эксплуатацией комплекса железнодорожных подъездных путей, примыкающих к станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги N 10/Н, заключены на основании статьи 56 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Параграфом 20 указанного договора предусмотрены платежи (сборы и платы),
которые владелец подъездных путей обязан уплачивать железной дороге.

В соответствии с параграфом 19 договора N 10/Н ответчик уплачивает истцу плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес ответчика, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации. Эти платы вносятся ответчиком централизованно через ТехПД.

В феврале 2009 года на подъездных путях ответчика при станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги были произведены операции по подаче и уборке вагонов, приходящих в адрес контрагентов ответчика по договору связанному с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования по договору N 10/Н от 20.07.2002.

Между истцом и ответчиком заключен договор о порядке расчетов N 05/0114 от 07.03.2005, в соответствии с которым ответчику был открыт лицевой счет в Новосибирском РАФТО, соответствующий семизначной справке централизованного расчета ТехПД N 8980780, по условиям которого ответчик обязался своевременно вносить перевозчику предусмотренные договором и законодательством платы, сборы и штрафы.

Инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности, а также параграфом 17 договора N 10/Н установлено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути ответчика осуществляется номерным способом по ведомостям подачи и уборки вагонов формы ГУ-46, ГУ-46ВЦ.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Тарифного руководства N 2 и представленных документов плата за пользование вагонами составила по ведомостям подачи и уборки вагонов - 6603738,25 руб. (в том числе НДС - 18%).

Согласно дополнительному соглашению от 19.05.2003 к договору N 10/Н за задержку вагонов, принадлежащих дороге, под погрузкой и выгрузкой, более чем на 24 часа, по истечении технологического срока оборота вагонов, владелец несет ответственность перед дорогой, в соответствии со
статьями 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Оплата штрафа в соответствии с заключенным дополнительным соглашением к договору N 10/Н производится через лицевой счет в ТехПД.

Факт задержки вагонов сверх технологического времени оборота вагонов зафиксирован в актах общей формы и отражен в ведомостях подачи и уборки вагонов.

В связи с неоплатой ответчиком за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов в добровольном порядке, истец обратился с иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что требования истца подтверждены представленными в материалы дела актами общей формы, ответчиком не представлено доказательств оплаты за пользование вагонами.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда сделаны по неполно установленным обстоятельствам дела, так как плата за пользование вагонами взыскана за вагоны как принадлежащие истцу, так и не принадлежащие ему.

Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей не общего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации“ и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ ОАО “РЖД“ относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.

Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО “РЖД“, за время нахождения на путях общего
пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Договором N 10/Н от 20.07.02 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

В связи с этим взыскание судом платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО “РЖД“ является неправомерным.

При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 22 декабря 2009 года подлежит изменению в части взыскания 3 140 858, 55 рублей платы за пользование вагонами ввиду невозможности применения в данном случае Тарифного руководства N 2, а апелляционная жалоба в обжалуемой части подлежит удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. В связи с чем суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов.

Руководствуясь п. 2 ст. 269, ч. 1 п. 3 ст. 270, ст.ст. 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22 декабря 2009 года по делу N А45-24421/2009 в обжалуемой части и в части распределения судебных расходов по иску изменить.

Взыскать с ОАО “Сибпромжелдортранс“ в пользу ОАО “РЖД“ 3 462 880 рублей 00 коп. платы за пользование вагонами.

Во взыскании с ОАО “Сибпромжелдортранс“ в пользу ОАО “РЖД“ 3 140 858, 55 рублей платы за пользование вагонами отказать.

Взыскать с ОАО “Сибпромжелдортранс“ в пользу ОАО “РЖД“ государственную пошлину по иску в размере 48 060 рублей 39 копеек.

В остальной части решение оставить без изменения.

Взыскать с ОАО “РЖД“ в доход
федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.К.КАЛИНИЧЕНКО

Судьи

Л.Ф.ЗУБАРЕВА

И.Н.МУХИНА