Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 01.12.2010 по делу N А03-1405/2010 Включение энергоснабжающей организацией в договор электроснабжения условий, ущемляющих права иных потребителей коммунальных услуг, является основанием для привлечения общества к административной ответственности в виде штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2010 г. по делу N А03-1405/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего В.И. Новоселова

судей Н.А. Алексеевой, В.П. Маняшиной

рассмотрел в судебном заседании с участием представителей сторон:

от открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“ - М.А. Моргуновой по доверенности от 23.04.2010 N 8-юр;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, -

кассационную жалобу открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“ на решение от 23.03.2010 Арбитражного
суда Алтайского края (судья В.И. Матвиенко) и постановление от 17.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Т.А. Кулеш, Л.И. Жданова, А.В. Солодилов) по делу N А03-1405/2010 по заявлению открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Суд

установил:

открытое акционерное общество “Алтайэнергосбыт“ (далее - Общество, ОАО “Алтайэнергосбыт“, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2010 N 16 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением от 23.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 17.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.

Податель жалобы считает незаконным вывод судов о том, что Общество наделено статусом исполнителя коммунальных услуг.

Отзыв на кассационную жалобу от Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай не представлен.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных
актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения органа государственного контроля о проведении внеплановой (выездной) проверки юридического лица от 01.12.2009 N 1331 заместителем начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай проведена выездная проверка соблюдения филиалом “Горно-Алтайский“ ОАО “Алтайэнергосбыт“ обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

Поводом к вынесению распоряжения послужило обращение гражданки И.А. Тарановой о систематических отключениях электроснабжения в доме без предварительного уведомления.

По результатам проверки органом государственного контроля составлен акт от 17.12.2009 N 456, из которого следует, что Общество в типовой договор электроснабжения и договор от 15.12.2009 N 101-0912 с конкретным получателем услуг по электроснабжению С.А. Лесных включило условия, ущемляющие права потребителей, а именно пункты 2.4, 3.9 договора.

Результаты проверки послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 29.12.2009 N 1142 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

На основании протокола об административном правонарушении от 29.12.2009 N 1142 и представленных материалов заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай вынесено постановление от 21.01.2010 N 16 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи
14.8 КоАП РФ, при отсутствии процессуальных нарушений при производстве по административному делу.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов правомерными, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства, регулирующего правоотношения, возникшие между потребителями электрической энергии по договору энергоснабжения и Обществом.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.

Состав административного правонарушения считается оконченным с момента заключения договора на условиях, ущемляющих установленные законом права потребителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон N 2300-1) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по электроснабжению - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по
присоединенной сети в жилое помещение.

Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (пункты 9 и 49 Правил).

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Согласно пункту 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Из пункта 2.4
типового договора и договора от 15.12.2009 N 101-0912 следует, что Энергоснабжающая организация (ЭСО) вправе приостановить исполнение обязательств по договору электроснабжения в случае просрочки исполнения обязательства по оплате потребленной электрической энергии более чем за два расчетных периода. Следовательно, пункт 2.4 типового договора и договора от 15.12.2009 N 101-0912 противоречит пункту 80 Правил и ущемляет права потребителей.

Пунктом 3.9 типового договора и договора от 15.12.2009 N 101-0912 на потребителя (гражданина) возлагается обязанность указывать на квитанциях об оплате электроэнергии свой лицевой счет, полный адрес, фамилию, имя, отчество, месяц и год, за который производится оплата, а также правильно указывать показания счетчика электрической энергии и производить расчет потребленной электроэнергии.

Вместе с тем, пунктом 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

В пункте 38 Правил указаны сведения, которые должны содержаться в платежном документе, среди которых отсутствует лицевой счет потребителя.

Исходя из пунктов 2.4, 3.9 типового договора и договора от 15.12.2009 N 101-0912, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что данные пункты договора противоречит положениям Правил и ущемляет права потребителей.

Согласно преамбуле Закона N 2300-1 названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах),
просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В силу части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражные суды пришли к выводу о том, что факт нарушения Обществом требований законодательства в области защиты прав потребителей установлен, подтвержден материалами дела. В действиях Общества, как исполнителя предоставления гражданам коммунальных услуг по договору электроснабжения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1405/2010 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.НОВОСЕЛОВ

Судьи

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

В.П.МАНЯШИНА