Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 14.10.2010 по делу N А45-7033/2010 Отсутствие у общества статуса лизинговой компании влечет недействительность представления уполномоченного органа, основанием для вынесения которого послужил вывод о недостаточной квалификации должностных лиц по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2010 г. по делу N А45-7033/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Л.В. Беловой,

судей Н.А. Алексеевой, В.И. Новоселова,

при участии представителей сторон: от заявителя А.И. Мантуликова по доверенности от 31.12.2009 N 96-07/335,

заинтересованное лицо просит рассмотреть дело в его отсутствие,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по Сибирскому федеральному округу на решение от 20.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Т.В. Абаимова) и постановление от 16.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи С.В. Кривошеина,
В.А. Журавлевой, Л.А. Колупаева) по делу N А45-7033/2010 по заявлению закрытого акционерного общества “Новая лизинговая компания“ к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по Сибирскому федеральному округу о признании недействительным предписания.

Суд

установил:

Закрытое акционерное общество “Новая лизинговая компания“ (далее по тексту ЗАО “НЛК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту Управление) от 15.03.2010 N 04-02/10-15 (11) Пр об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 20.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы считает, что на момент вынесения предписания ЗАО “НЛК“ являлось организацией, осуществляющей лизинговую деятельность, что подтверждается пунктом 5.1 Устава в редакции 2002, изменения в Устав в редакции 2010 не были зарегистрированы надлежащим образом; договором от 01.10.2007 о предоставлении движимого имущества по договору финансовой аренды, заключенным с ООО “Партнерство.Управление.Лидерство“; наименованием общества. Кроме того, судом необоснованно взысканы судебные расходы.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “НЛК“ просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, и отклонить доводы жалобы.

В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав представителя заявителя, считает жалобу не подлежащей
удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по Сибирскому федеральному округу от 19.01.2010 N 12 проведена проверка ЗАО “НЛК“ в период с 22.01.2010 по 09.02.2010, по результатам которой 09.02.2010 составлен акт N 7В, протокол об административном правонарушении от 09.02.2010 N 04-02/10-15 и вынесено 15.03.2010 постановление о привлечении к административной ответственности N 04-02/10-15П.

Заместителем руководителя 15.03.2010 по материалам административного правонарушения вынесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 04-02/10-15 (11) Пр, согласно которому ЗАО “НЛК“ надлежит в течение одного месяца со дня получения настоящего представления:

- принять меры по устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно ужесточить контроль за данным направлением деятельности, провести дополнительное обучение сотрудников организации по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма“ (далее по тексту Закон N 115-ФЗ) и иных нормативно-правовых актов, действующих в указанной сфере, а также принять иные внутренние организационные меры, направленные на недопущение впредь нарушений данного законодательства;

- направить в МРУ Росфинмониторинга по СФО информацию о принятых мерах.

Считая предписание незаконным, ЗАО “НЛК“ обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что у ЗАО “НЛК“ на момент вынесения оспариваемого представления статус лизинговой компании отсутствовал. Наличие в названии общества слова “лизинговая“ не является доказательством осуществления данного вида деятельности. Материалы дела свидетельствуют только об осуществлении разовой сделки по передаче имущества в лизинг.

Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.

В соответствии
со статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, лизинговые компании.

На основании пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Как следует из оспариваемого представления, основанием для его вынесения послужил вывод Управления о недостаточной квалификации должностных лиц организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незнание положений Закона N 115-ФЗ.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ установлено, что лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Из статьи 4 названного Закона следует, что лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Согласно статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это
имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Как следует из материалов дела, согласно пункта 5.1 Устава, в редакции 2002 года, ЗАО “НЛК“ осуществляло инвестиционные, финансовые, кредитные и лизинговые операции.

ЗАО “НЛК“ 01.10.2007 был заключен с обществом с ограниченной ответственностью “Партнерство.Управление.Лидерство“ договор внутреннего лизинга. Пунктом 6.1 договора установлен срок его действия 24 месяца. На момент проведения проверки срок действия договора истек. Доказательства продления указанного договора, а также того, что обществом заключались иные договора финансовой аренды, в материалах дела отсутствуют.

Решением внеочередного общего собрания акционеров от 10.02.2010 внесены изменения в Устав и он принят в новой редакции.

В пункт 5.1 Устава внесены изменения, касающиеся основных видов деятельности: исключено осуществление инвестиционных, финансовых, кредитных и лизинговых операций. Указанные изменения внесены регистратором в Единый государственный реестр юридических лиц 26.02.2010 за государственным регистрационным номером 2105404020830.

Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что на момент вынесения представления N 04-02/10-15 (11) Пр общество не являлось лизинговой компанией, основан на материалах дела, правильном применении норм материального права.

Кассационной инстанцией не принимаются во внимание доводы Управления, изложенные в жалобе, о том, что ЗАО “НЛК“ обязано было принять меры, направленные на организацию внутреннего контроля до начала осуществления соответствующей деятельности, так как несоблюдение требований пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ явилось основанием для привлечения к административной ответственности.

То обстоятельство, что постановление о привлечении ЗАО “НЛК“ к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано арбитражным судом законным, не влияет на выводы арбитражного суда по настоящему делу.

Поскольку с 26.02.2010 ЗАО “НЛК“ не осуществляет лизинговые операции, у нее нет обязанности выполнения требований
пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, как лизинговой компании.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее.

В целях применения Закона N 115-ФЗ в статье 5 перечислены организации, на которых данный закон распространяется.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, ЗАО “НЛК“ с 26.02.2010 не относится, поэтому вывод суда о том, что лизинговые компании обязаны представлять сведения только о тех операциях, в которых они выступают в качестве лизингодателей, не повлиял на законность принятых судебных актов.

Взыскивая с Управления в пользу ЗАО “НЛК“ судебные расходы (расходы по уплате государственной пошлины), арбитражный суд исходил из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собою освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На Управление возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации обществу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7033/2010
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОВА

Судьи

Н.А.АЛЕКСЕЕВА

В.И.НОВОСЕЛОВ