Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 08.10.2010 по делу N А46-1400/2010 При обращении с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка правообладатель обязан подтвердить документально не только правомерность изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему участка, но и принадлежность его к той или иной территориальной зоне.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2010 г. по делу N А46-1400/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Тамашакина С.Н.

судей Лаптева Н.В., Рябининой Т.А.

при участии представителей сторон:

от заявителя: Кинзельской Ю.В. - представителя открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 11“ по доверенности от 09.08.2010 N 03-03/375ОФ;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 11“ на постановление от 01.07.2010 (судьи Золотова Л.А., Кливер Е.П., Киричек Ю.Н.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
N 46-1400/2010.

Суд

установил:

открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 11“ (далее - ОАО “ТГК-11“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области), как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 и обязании Управление Роснедвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на “Золоотвалы теплоэлектростанций“ с 05.08.2009.

Решением от 25.03.2010 (судья Пермяков В.В.) Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены полностью.

Постановлением от 01.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение арбитражного суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО “ТГК-11“ требований.

В кассационной жалобе ОАО “ТГК-11“ просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда.

Заявитель считает, что вывод апелляционного суда о том, что при обращении с заявлением в органы Федерального кадастра объектов недвижимости в порядке пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатель обязан подтвердить документально не только правомерность изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему участка, но и принадлежность его к той или иной территориальной зоне,
противоречит нормам действующего законодательства.

По мнению заявителя, вывод суда о недоказанности нахождения земельного участка 55:36:160103:29 в территориальной зоне СН-2 является необоснованным.

ОАО “ТГК-11“ указывает на нарушение апелляционным судом норм процессуального права в связи с принятием в качестве доказательства письма Омского городского совета от 16.04.2010 N 02-03/310с. Указанное письмо не является допустимым доказательством нахождения земельного участка в той или иной территориальной зоне, письмо выражает лишь мнение Главы Омского городского совета о принадлежности земельного участка к той или иной зоне, которое может рассматриваться лишь как экспертное мнение, правом на выражение которого указанный субъект не обладает в соответствии с Уставом г. Омска и Регламентом Омского городского Совета.

Заявитель отмечает, что требования ОАО “ТГК-11“ не направлены на изменение кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, а связаны с приведением вида его разрешенного использования в соответствие фактическому использованию. Поскольку правом на выбор вида разрешенного использования “Золоотвалы теплоэлектростанций“ для земельного участка, расположенного под сооружением - полигоном для утилизации отходов ТЭЦ, в г. Омске обладает только ОАО “ТГК-11“, спор не имеет прецедентного характера для иных землепользователей.

Представитель ОАО “ТГК-11“ в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.

Из материалов дела видно, что 15.07.2009 ОАО “ТГК-11“ обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с
прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункт 9 части 1 статьи 22, пункт 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а не Федерального закона N 224-ФЗ.

Решением Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального Закона N 224-ФЗ, части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от 20.02.2008 N 35 для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка; сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; по состоянию на 31.07.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.

Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений, ОАО “ТГК-11“ было предложено обратиться с заявлением об учете сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом, разрешенное использование земельного участка.

Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления
Роснедвижимости по Омской области вынесено решение от 05.11.2009 N 36/09-18909 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.

Полагая, что решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909 не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, ОАО “ТКГ-11“ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, посчитал подтвержденными материалами дела доводы заявителя о том, что земельный участок, в отношении которого вынесены оспариваемые решения Управления Роснедвижимости по Омской области находится в территориальной зоне СН-2, для которой основным видом разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области (далее - Правила), в редакции действовавшей до 09.04.2010 (приложение N 1 к Правилам), являлся “Золоотвалы теплоэлектростанций“, в связи, с чем изменение вида разрешенного использования для указанного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Правил не требовало дополнительных согласий и разрешений.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд в связи с реорганизацией произвел замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление).

Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что при обращении с заявлением в органы Федерального кадастра объектов недвижимости в порядке, предусмотренном частью 4 статьи
37 Градостроительного кодекса, правообладатель обязан подтвердить документально не только правомерность изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему участка, но и принадлежность его к той или иной территориальной зоне, в противном случае регистрирующий орган лишен возможности определить комплектность представленного заявителем пакета документов, а также правомерность избранного им способа внесения изменений о виде разрешенного использования земельного участка.

Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Возможные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В
соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Исходя из данных норм процедура изменения вида разрешенного использования Ф.И.О. в зависимости от того является ли выбранный предполагаемый вид использования для территориальной зоны, в которой он расположен основным, вспомогательным, либо условно разрешенным.

В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с
учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Закон N 221-ФЗ).

Пунктом 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ определено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о виде разрешенного использования земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Из пункта 4 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ следует, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Согласно части 4 статьи 26 Закона N 221-ФЗ решение о приостановлении
должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 9 статьи 26 Закона N 221-ФЗ).

ОАО “ТГК-11“, обратившись в Управление с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029 представило заявление от 15.07.2009 N 5536/108/09-329, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на указанном участке, декларацию от 15.07.2009, доверенность от 11.03.2009 N 3532.

При обращении в Управление с просьбой осуществить кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка заявитель сослался на данные, содержащиеся в карте градостроительного зонирования территории г. Омска, приведенные в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, при ознакомлении с которыми заявитель посчитал, что принадлежащий ему земельный участок, на котором находится золоотвал структурного подразделения ТЭЦ-“Омского филиала ОАО “ТГК-11“, расположен в зоне СН-2, являющейся зоной санитарно-технического назначения.

Однако, из содержания указанной схемы невозможно с достоверностью определить принадлежность спорного земельного участка к какой-либо из поименованных зон,
ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон, в связи с чем ОАО “ТГК-11“ следовало устранить указанный недостаток в комплекте представленных документов путем обращения в соответствующий государственный орган, наделенный полномочиями по определению территориальных границ зоны, в котором расположен спорный земельный участок.

Апелляционный суд, исследовав представленное Управлением в материалы дела в качестве приложения к апелляционной жалобе письмо администрации г. Омска от 16.04.2010 N 02-03/310с, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:0029 относится к территориальной зоне Р2-1224 (зона парков отдыха), для которой вид разрешенного использования “Золоотвалы теплоэлектростанций“ не является основным, учитывая, что администрация г. Омска является органом, наделенным полномочиями, как по утверждению, так и по изменению вида разрешенного использования земельных участков и определению границ территориальных зон, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ОАО “ТГК-11“ требований.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 01.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N 46-1400/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 11“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи

Н.В.ЛАПТЕВ

Т.А.РЯБИНИНА