Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А03-18540/2009 В связи с тем, что необходимость предъявления товара при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления ст. 150 Таможенного кодекса РФ, регламентирующей выпуск товара, не предусмотрена, решение таможенного органа об отказе в выпуске товаров, указанных в документах, приложенных к обязательствам, до подачи таможенной декларации является недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2010 г. по делу N А03-18540/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Беловой Л.В.,

судей Новоселова В.И., Шабалковой Т.Я.,

при участии представителей сторон:

от заявителя - Андрюковой Е.В. по доверенности от 11.01.2010 без номера,

от заинтересованного лица - представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2010 (судья Е.В. Русских) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 02.06.2010 (судьи И.И. Бородулина, Л.А. Колупаева, Н.А. Усанина) по делу N А03-18540/2009 по заявлению закрытого акционерного общества “Торгсинъ“ к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, об оспаривании ненормативного правового акта таможенного органа.

Суд

установил:

закрытое акционерное общество “Торгсинъ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - Таможня) о признании недействительным решения, изложенного в письме от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, об отказе в выпуске товаров, указанных в документах, приложенных к обязательствам, до подачи таможенной декларации.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010, решение Таможни, изложенное в письме от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, признано недействительным как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации. Арбитражный суд исходил из того, что все предусмотренные таможенным законодательством требования при применении процедуры выпуска товаров до подачи таможенной декларации Обществом выполнены.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. По мнению Таможни, обжалуемые судебные акты основаны на неправильном толковании арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможня считает, что решение Барнаульского таможенного поста об отказе Обществу в выпуске товаров, указанных в документах, приложенных к обязательствам, до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации соответствует требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве на
кассационную жалобу.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Федеральной таможенной службы от 21.08.2007 N 279-р в отношении Общества установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает выпуск товара до подачи таможенной декларации.

Местом совершения таможенных операций при применении специальной упрощенной процедуры таможенного оформления, декларировании и выпуске товаров в соответствии с названным распоряжением определен Барнаульский таможенный пост Таможни.

15.10.2009 ООО “Таможенный центр“, представляющее интересы Общества в таможенных отношениях, от его имени представило в Барнаульский таможенный пост обязательства о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений в отношении товара (минераловатных изделий), приобретенного ООО “ВИК“ для Общества у ТОО “Восток-Универсал“ (Республика Казахстан).

Рассмотрев указанные обязательства, Таможня направила Обществу письмо от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, в котором указала на то, что статья 150 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает выпуск товаров при предоставлении обязательства о подаче таможенной декларации после прибытия данных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при наличии возможности их предъявления. По данным отдела контроля таможенного транзита Барнаульского таможенного поста товары, указанные в обязательствах о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений, не прибыли на таможенную территорию Российской Федерации, в связи, с чем у таможенного органа отсутствует возможность осуществить проверку этих товаров. С учетом указанных обстоятельств выпуск товаров до подачи таможенной декларации не представляется возможным.

Общество, не согласившись с решением
Таможни, изложенным в письме от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявление общества и признав недействительным решение Таможни, изложенное в письме от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, приняли по существу правильные судебные акты, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.

Из пункта 1 статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает в порядке, определяемом этим органом, специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для следующих лиц:

- не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Согласно пункта 3 статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации специальные упрощенные процедуры таможенного оформления устанавливаются для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации (статья 136), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих
складах и другие упрощенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении Общества распоряжением Федеральной таможенной службы установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления, которая предусматривает выпуск товара до подачи таможенной декларации (код В1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в порядке, определяемом главой 31 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом.

Из пункта 28 Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления, в том числе предусматривающих выпуск товаров до подачи таможенной декларации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 23.12.2008 N 1657 и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 01.04.2009 за N 13648, (далее - Порядок) следует, что выпуск (условный выпуск) иностранных товаров может быть осуществлен таможенным органом до подачи таможенной декларации (код В1).

Согласно пункту 29 Порядка данная процедура может применяться, если в отношении выпускаемых товаров:

а) представлены определенные распоряжением Федеральной таможенной службы об установлении специальных
упрощенных процедур документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), в которых содержатся сведения, позволяющие идентифицировать выпускаемые товары и произвести контроль правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров, либо определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей;

б) представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

в) уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в соответствии с главой 31 Таможенного кодекса Российской Федерации;

г) представлено письменное обязательство заявителя о представлении таможенной декларации в срок, установленный таможенным органом согласно статье 150 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исходя из правового анализа приведенных норм, пришли к правильному выводу о том, что для применения в отношении ввозимых декларантом товаров специальной таможенной процедуры в виде выпуска товаров до подачи таможенной декларации, необходимо признание за декларантом специального правового статуса субъекта таможенных правоотношений и выполнение им требований, предусмотренных статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что для Общества федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в предусмотренном законом порядке установлена специальная упрощенная процедура таможенного оформления. Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, Обществом представлены с приложением к ним всех необходимых документов, уплата причитающихся таможенных платежей произведена.

Таможня в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательства, опровергающие указанные факты.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что все предусмотренные таможенным законодательством требования при применении процедуры выпуска товаров до подачи
таможенной декларации Обществом выполнены, является обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что для применения в отношении ввозимых декларантом товаров специальной таможенной процедуры товар должен быть предъявлен таможенному органу, был предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая оценка.

В силу пункта 1 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с настоящим Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что необходимость предъявления товара в данном случае при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления ни статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации, ни иными нормами, регламентирующими выпуск товара, не предусмотрена.

Исходя из смысла упрощенных процедур таможенного оформления, они должны отличаться от обычно применяемых таможенных процедур в сторону облегчения таможенного оформления для добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Льготы по таможенному оформлению, применяемые в отношении отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности, предполагают прохождение ими данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений. При этом выгода, как частного, так и публичного характера состоит в сокращении времени, затраченного для прохождения таможенных процедур, т.е. в снижении издержек. Ограничение времени таможенного оформления и таможенного контроля уменьшает период хранения товара на складе временного хранения
и стоимость таких услуг. Признание обоснованным требования о предъявлении товара для его проверки перед принятием решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации лишает специальные упрощенные процедуры присущих им льготных особенностей. Если товар и товаросопроводительные документы прибыли к месту назначения, таможенный орган фактически производит таможенное оформление в общем порядке. В этом случае представляется нелогичным установление обязанности по представлению обязательства о подаче таможенной декларации и необходимых документов и сведений, - если товар прибыл на конечный таможенный пункт, декларант имеет возможность сразу представить как все документы на товар, так и таможенную декларацию.

Довод Таможни о том, что применительно к рассматриваемому случаю идентификация товаров означает установление совпадения сведений о товарах, содержащихся в представленных декларантом документах, с собственно товарами, прибывшими в таможенный орган назначения, также был предметом исследования и оценки арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, в связи, с чем подлежит отклонению.

Арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что идентификация товара является одним из способов таможенного контроля. При этом выпуск товара до подачи таможенной декларации, равно как и предоставление иных льгот в ходе таможенного оформления без обусловленности данных процедур возможностью фактической проверки товара, не исключает возможности проведения таможенным органом необходимых контрольных мероприятий.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Таким образом, проверочные действия
в отношении товаров могут осуществляться таможенным органом и после выпуска товаров в свободное обращение в течение установленного срока.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Установленное законом право таможенного органа осуществить проверочные действия и после выпуска товаров в свободное обращение является достаточным обеспечением возможности проведения таможенного контроля.

Положения статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о соблюдении баланса публичных и частных интересов в случае выпуска товара без его проверки. Поэтому обусловленность выпуска товаров при применении упрощенной процедуры возможностью проверки товара свидетельствует о превышении таможенным органом минимально необходимых требований к таможенному оформлению и таможенному контролю.

Довод Таможни о том, что прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации является обязательным условием для осуществления в отношении них таможенного оформления, в том числе с применением специальных упрощенных процедур, был предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.

Фактическое прибытие товара как условие начала таможенного оформления Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено в отношении отдельных таможенных процедур. При этом Таможенным кодексом Российской Федерации также предусмотрена возможность таможенного оформления товаров до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров при ввозе товаров начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Таможенного кодекса Российской Федерации
таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

Из пунктов 1, 2 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Арбитражный суд первой инстанции правильно отметил, что процедура внутреннего таможенного транзита применяется только в отношении иностранных товаров. В случае, если бы товары были выпущены в соответствии с установленной в отношении Общества специальной упрощенной процедурой таможенного оформления, то после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации они имели бы статус российских товаров.

Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной таможенной службы от 02.10.2006 N 04-23/34218, согласно которому товары, выпущенные для свободного обращения до подачи таможенной декларации, в отношении которых уплачены таможенные пошлины и налоги, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, исходя из условий таможенного режима выпуска товаров для внутреннего потребления (статья 164 Таможенного кодекса Российской Федерации), приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, т.е. становятся российскими товарами согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации. Следовательно, в отношении таких товаров процедура внутреннего таможенного транзита не применяется.

Довод Таможни о том, что Общество не было лишено права на применение специальной упрощенной таможенной процедуры таможенного оформления, так как ввезенные им товары после их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации были выпущены по представленным им обязательствам, был предметом исследования и оценки арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что товары выпущены не по обязательствам Общества от 15.10.2009, а по обязательствам от 19.10.2009, после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, что повлекло увеличение периода таможенного оформления. Выпуск товаров 30.10.2009 и 03.11.2009, произведенный Таможней после прибытия их на территорию Российской Федерации, свидетельствует о применении, по сути, обычных таможенных процедур, не отличающихся упрощением таможенного оформления.

Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что при подаче первоначальных обязательств Общество было лишено права на применение специальной упрощенной таможенной процедуры таможенного оформления, установленной в отношении него распоряжением Федеральной таможенной службы, является обоснованным.

Арбитражный суд первой инстанции правомерно признал решение Таможни, оформленное письмом от 19.10.2009 N 01-1-28/00307, недействительным, как несоответствующее положениям действующего таможенного законодательства.

Таможня в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательства, подтверждающие правомерность принятия ею оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения закону.

В целом доводы Ф.И.О. доводам апелляционной жалобы, которым арбитражный суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.03.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу N А03-18540/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОВА

Судьи

В.И.НОВОСЕЛОВ

Т.Я.ШАБАЛКОВА