Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 01.09.2010 по делу N А27-24874/2009 Непредставление таможенным органом доказательств того, что примененная обществом в грузовой таможенной декларации классификация шин противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров, свидетельствует о неправомерности требований скорректировать код товаров и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2010 г. по делу N А27-24874/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Отческой Т.И.,

судей Антипиной О.И., Ильина В.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение от 22.01.2010 (судья Д.Л. Лежнин) Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.04.2010 (судьи Т.А. Кулеш, Л.И. Жданова, М.Х. Музыкантова) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24874/2009 по заявлению закрытого акционерного общества “Черниговец“ к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы
о признании ненормативных правовых актов таможенного органа недействительными.

Суд

установил:

закрытое акционерное общество “Черниговец“ (далее - ЗАО “Черниговец“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 09.11.2009 N 10608000-28-21/95 и недействительным требования таможни от 12.11.2009 N 58 об уплате таможенных платежей.

Решением от 22.01.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные, требования удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня, полагая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя жалобы, классификация шин по признаку применения их на транспортных средствах, используемых в строительстве или промышленности, может осуществляться только в случае, если шины не используются на моторных транспортных средствах для перевозки грузов (в данном случае шины используются для карьерных самосвалов).

Кемеровская таможня также указывает на необоснованное взыскание с нее судом расходов в связи с уплатой госпошлины в сумме 2 000 руб., ссылаясь на п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. В отношении спорного товара сравнимыми являются однодефисная субпозиция 401120 с наименованием “для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки
грузов“ и однодефисная позиция “прочие“. Это согласуется с Основными правилами интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ОПИ ТН ВЭД).

Общество просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 25.10.2007 N 25/10/07, заключенного с Transityre B.V.“ MICHELIN export facilities, ЗАО “Черниговец“ ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10608070/111208/П006885 товар: шины новые “MICHELIN “ крупногабаритные бескамерные, радиальные, пневматические, для использования на внедорожных, большегрузных, карьерных самосвалах, марка XDRA**E4R TL, размер 33.00R51, индекс грузоподъемности 38.750 т, скоростной индекс шины до 50 км/ч, рисунок DR не в “елочку“, посадочный диаметр - 129, 54 см, ширина профиля - 83, 82 см, диаметр шины - 303, 2 см, на боковой поверхности шины имеется маркировка “OFF-THE-ROAD“, “EARTHMOVER“.

Классификация товара произведена заявителем в ГТД N 10608070/111208/ П006885 по коду 401194 (графа 33 ГТД), и рассчитана ввозная таможенная пошлина исходя из 5% от таможенной стоимости товара.

12.12.2008 разрешен выпуск ввезенного товара.

В ходе таможенного контроля после выпуска товара по ГТД N 10608070/ 111208/П006885 таможенным органом принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 09.11.2009 N 10608000-28-21/95, в соответствии с которым товар - шины новые “MICHELIN “, XDRA **Е4R TL, размер 33.00 R51, крупногабаритные бескамерные, пневматические, внедорожные в комплекте с одним уплотнительным кольцом OR 4-51 R147, индекс
грузоподъемности 38, 750 т, 5-ти скоростной индекс до 50 км/ч, рисунок протектора DR не в “елочку“, посадочный диаметр - 129, 54 см, ширина профиля - 83, 82 см, диаметр шины - 303, 2 см, на боковой поверхности шины имеется маркировка “OFF-THE-ROAD“, “EARTHMOVER“, для использования на большегрузных, карьерных самосвалах марки БелАЗ-7513 с рабочей нагрузкой на 1 шину при давлении 6 бар - 38 750 кг (индекс нагрузки - 235), для перевозки горной массы и добытого угля из забоев - классифицирован по коду 4011 20 900 0.

На основании принятого 09.11.2009 решения таможенным органом оформлено требование N 58 от 12.11.2009 об уплате таможенных платежей.

Требованием N 58 Обществу предложено в срок не позднее 04.12.2009 уплатить ввозную таможенную пошлину в размере 645 402,03 рублей, НДС в размере 116 172, 36 рублей, пени за период с 27.12.2008 по 12.11.2009 в размере 95 717, 20 рублей.

Не согласившись с указанным решением и требованием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из того, что товары должны классифицироваться по той выполняемой функции, которая придает данному товару основное свойство; спорные шины характеризуются применением их на горном транспорте и посадочным диаметром, а не индексом нагрузки.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно п. 1 и 3 ст. 40 Таможенного кодекса Российской Федерации товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД
всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения к ТН ВЭД, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.

Из содержания ст. 39, 40, 127, 144 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации и Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими по тексту положениями.

Правилом 6 для классификации товаров Правила 1 - 5 на уровне субпозиций применяются на тех же условиях и в том же порядке, что Ф.И.О. товарных позиций, при условии, что субпозиции одного уровня являются сравнимыми.

В данном случае сравнимы субпозиции 4011 20 и однодефисная субпозиция (наименование) “прочие“.

Исходя из описаний субпозиций в товарной позиции 4011 субпозиция 4011 20 используется в отношении шин
для моторных транспортных средств для перевозки грузов, которые могут применяться на дорогах общего пользования, и имеющих соответствующие маркировки индекса нагрузки.

Для определения товара по наименованию “прочие“ характерно применение их на транспортных средствах и машинах (в том числе и карьерных самосвалах), используемых в горнодобывающей промышленности, а также значение посадочного диаметра.

Поскольку спорные шины характеризуются, прежде всего, применением их на горном транспорте и посадочным диаметром, а не индексом нагрузки, арбитражные суды признали, что субпозиция (наименование) “прочие“ наиболее точно описывает ввезенный обществом товар.

Субпозиция 4011 20 включает в себя подсубпозиции, классифицирующие шины в зависимости от индекса нагрузки.

Критерием отнесения товара по коду 4011 20 9000 является определение индекса нагрузки.

В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД России индекс нагрузки всегда указывается на шине.

Между тем, на ввезенных обществом шинах маркировка “индекс нагрузки отсутствует. Характер использования шин (в промышленности), возможность их использования на спецтехнике, отсутствие маркировки “индекс нагрузки“ на основании Правила 3 ОПИ ТН ВЭД позволяют отнести шины к безкодовой субпозиции “прочие“, включающей двухдефисные субпозиции 4011 92 000 0, 4011 93 000 0, 4011 94 000 0, 4011 99000 0.

В рамках указанной субпозиции наиболее точно описывает ввезенный Обществом товар - шины “MICHELIN “ XDRA**E4R TL, размер 33.00R51, с посадочным диаметром 129, 54 см - субпозиция 4011 94 000 0 для транспортных средств, используемых в строительстве или промышленности, и имеющие посадочный диаметр более 61 см.

Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что ГОСТ 26585-2003, в отличие от ГОСТа Р 52 899-2007 “Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов“ не содержит формулировки об обязательности нанесения маркировки индекса нагрузки, что свидетельствует о
том, что к маркировке шин внедорожных, используемых в промышленности и строительстве, требования иные, соответственно и классифицироваться они должны отдельно от шин для грузовых транспортных средств для перевозки грузов по дорогам общего пользования.

Из экспортной декларации поставщика общества усматривается, что спорные шины классифицированы по коду 4011 94 000.

Таможней в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достоверных доказательств того, что указанная ЗАО “Черниговец“ классификация противоречит применяемым в международных отношениях правилам классификации товаров. Не доказана правомерность корректировки кода товара N 1 в ГТД 4011940000 на код 4011209000.

Таким образом, исходя из основных свойств товара, предназначения его для транспортных средств, используемых в горнодобывающей промышленности, из рисунка протектора, отсутствия на шинах маркировки “индекс нагрузки“ судебные инстанции сделали обоснованный вывод о правильной классификации обществом спорных шин по коду ТН ВЭД 4011 94 000 0.

Довод таможни, изложенный в жалобе, о необоснованном взыскании с нее государственной пошлины в связи с тем, что в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобождена от уплаты государственной пошлины, был предметом рассмотрения судами. Он отклонен как ошибочный. Освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными. Ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке этих выводов.

Правовые основания для переоценки обстоятельств у суда кассационной инстанции отсутствуют, так как ст. 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.01.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24874/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи

О.И.АНТИПИНА

В.И.ИЛЬИН