Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 23.07.2010 по делу N А02-1618/2009 При недостаточности средств, выделенных из федерального бюджета для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, взыскание убытков, понесенных организацией, снабжающей определенную категорию населения электрической энергией на условиях льготной оплаты, осуществляется с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 г. по делу N А02-1618/2009

резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Т.И. Отческой,

судей В.И. Ильина, В.И. Новоселова,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на постановление от 01.04.2010 (судьи Т.А. Кулеш, Е.А. Залевская, М.Х. Музыкантова) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1618/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“ к Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай), при участии третьих лиц - Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, Отдела труда и социального развития муниципального образования “Усть-Канский район“, о взыскании 427 551 руб. 15 коп.,

установил:

открытое акционерное общество “Алтайэнергосбыт“ (далее - ОАО “Алтайэнергосбыт“) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) (далее - Министерство финансов РФ), при участии третьих лиц - Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА), Министерства труда и социального развития Республики Алтай (далее - Министерство труда и социального развития РА), Отдела труда и социального развития муниципального образования “Усть-Канский район“ (далее - Отдел), о взыскании 427 551 руб. 15 коп.

Решением от 24.12.2009 (судья С.В. Амургушев) Арбитражного суда Республики Алтай заявленные требования удовлетворены.

С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ суд первой инстанции взыскал за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Алтайэнергосбыт“ 427 551 руб. 15 коп. убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 “Об образовании“ и возвратил ОАО “Алтайэнергосбыт“ из доходов федерального бюджета 500 руб.

Постановлением от 01.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 24.12.2009 Арбитражного суда Республики Алтай отменено в части возвращения ОАО “Алтайэнергосбыт“ из федерального бюджета Российской Федерации 500 руб. уплаченной государственной пошлины.

В этой части судом апелляционной инстанции принят новый судебный акт: о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Алтайэнергосбыт“ 500
руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части решение суда от 24.12.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить постановление суда апелляционной инстанции о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 500 руб. в пользу общества, об оставлении в остальной части решения суда первой инстанции без изменения и решение суда первой инстанции о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Алтайэнергосбыт“ 427 551 руб. 15 коп. убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 “Об образовании“, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Министерство финансов РФ полагает, что является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку финансирование расходов на предоставление льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.

Кроме того, Министерство финансов РФ считает, что по делу судом апелляционной инстанции неправомерно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины, поскольку Министерство финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 329 от 30.06.2004 является не чем иным, как государственным органом исполнительной власти, поэтому судебные расходы истца, связанные с уплатой государственной пошлины, подлежат возврату из доходов федерального бюджета.

Отзывы на кассационную жалобу от Минфина РА, Министерства труда и социального развития РА, Отдела труда и социального развития муниципального образования “Усть-Канский район“ в суд не представлены.

Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность
применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Материалами дела установлено, что Законом Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ “О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности республики Алтай“ (далее - Закон N 78-РЗ), установлены в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ в целях формирования межбюджетных отношений, размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты.

Во исполнении Закона N 78-РЗ между Отделом и ОАО “Алтайэнергосбыт“ заключен договор от 30.06.2009 N 6-е, регулирующий их отношения по снабжению населения Усть-Канского района электрической энергией на условиях льготной оплаты, в том числе в соответствии с Законом Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности“ (далее - Закон N 43-РЗ).

В соответствии с условиями договора N 6-е от 30.06.2009 ОАО “Алтайэнергосбыт“ обязалось обеспечивать снабжение населения Усть-Канского района, пользующегося льготами при оплате электрической энергии, в пределах нормативов потребления для потребителей, пользующихся льготами, в том числе на основании Закона N 43-РЗ.

В соответствии с пунктом 2.2. договора регулируемые отношения реализуются в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.09.2005 N 158 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай “О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики
Алтай“.

Отдел принял на себя обязательства ежемесячно до 10 числа производить проверку представленных ОАО “Алтайэнергосбыт“ ведомостей льготников и ежемесячно возмещать расходы ОАО “Алтайэнергосбыт“ до 15 числа следующего за расчетным месяца на основании ведомости, счета-фактуры, справки, подтверждающей стоимость услуг с учетом социальных норм, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и стоимости услуг, согласно установленного Комитетом по тарифам Республики Алтай тарифа.

ОАО “Алтайэнергосбыт“ в 3 квартале 2009 года поставляло электрическую энергию гражданам, проживающим на территории Усть-Канского района Республики Алтай, в том числе лицам, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ являются педагогическими работниками образовательных учреждений.

Республика Алтай исполнила возложенные на нее обязанности по целевому расходованию средств бюджета, предназначенных для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по Закону Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

Доказательств нецелевого использования полученных и израсходованных муниципальным образованием денежных средств от субъекта Российской Федерации в деле нет.

В связи с необходимостью возмещения суммы убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ за 3 квартал 2009 года в размере 427 551 руб. 15 коп., ОАО “Алтайэнергосбыт“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные ОАО “Алтайэнергосбыт“ требования в части взыскания убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 “Об образовании“, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно исходили из того, что Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком, размер понесенных убытков документально подтвержден.

Отменяя решение суда первой инстанции в части возвращения ОАО “Алтайэнергосбыт“ из федерального бюджета Российской Федерации
500 руб. уплаченной государственной пошлины и принимая в этой части новый судебный акт о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Алтайэнергосбыт“ 500 руб. возмещения расходов по уплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции исходил из общего порядка распределения судебных расходов.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.

В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно статье 4 Закона N 78-РЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на
предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Исследуя представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств в материалы дела не представлено.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Исходя из положений статей 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов РФ, следовательно, с него правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод Министерства финансов РФ о необоснованном взыскании с него судом апелляционной инстанции судебных расходов по уплате государственной пошлины, несостоятелен, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“).

Таким образом, принятый судом апелляционной инстанции судебный акт является законным и обоснованным, судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная правовая оценка.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского
округа

постановил:

постановление от 01.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1618/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи

В.И.ИЛЬИН

В.И.НОВОСЕЛОВ