Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 12.07.2010 по делу N А27-17248/2009 Дело о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проверены и не оценены доводы заявителя о несоответствии параметров предварительной проверки отчета об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2010 г. по делу N А27-17248/2009

резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дубининой Т.Н.,

судей Рябининой Т.А., Шуйской С.И.,

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей:

от заявителя - Харченко О.В., по доверенности от 24.06.2010,

кассационную жалобу открытого акционерного общества “Промстрой-жилищно-строительный комплекс“ на решение от 08.12.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина Н.А.) и постановление от 07.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кулеш Т.А., Залевская Е.А., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-17248/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Промстрой-жилищно-строительный комплекс“ к Управлению
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, при участии третьего лица - Администрации Кемеровской области, о признании незаконными действий,

установил:

открытое акционерное общество “Промстрой-жилищно-строительный комплекс“ (далее - ОАО “Промстрой-ЖСК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления по организации проведения государственной оценки и формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, выразившихся в ненадлежащем контроле за ходом работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3 площадью 12488 кв.м. в сумме 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2757,18 руб. за 1 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11а; а также об обязании Управления исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 34 431 663,84 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2757,18 руб. за 1 кв.м.

Решением от 08.12.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.04.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 4 статьи 170 АПК РФ, а не пункта 2.

В кассационной жалобе ОАО “Промстрой-ЖСК“,
заявитель, просит отменить обжалуемые судебные акты. Считает, что действия заинтересованного лица не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку Управлением осуществлялся ненадлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, при расчете кадастровой стоимости использовалась недостоверная и недостаточная рыночная информация. Указывает на то, что отчет ООО “Группа комплексных решений“, положенный в основу судебных решений, не соответствует действующему законодательству, в нем отсутствует описание объекта, в качестве объектов оценки указаны гипотетические земельные участки, отсутствуют первоисточники рыночной информации, отчет не утвержден, не подписан, не содержит даты подписания оценщиками, в результате неверной оценки кадастровая стоимость земельного участка завышена в несколько раз. В нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не приняли во внимание отчет независимого оценщика ООО “Компания “Примула“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что ОАО “Промстрой-ЖСК“ является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ишимская, 11а, общей площадью 12488 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов.

Обществом получен кадастровый паспорт от 19.05.2008 N К00/08ВД (ГКУ)-50132, в
соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка составила 9 274 213,20 руб.

09.06.2009 обществом получен кадастровый паспорт земельного участка от 09.06.2009 N 4200/001/09-142207, кадастровая выписка от 09.06.2009 N 4200/001/09-142204 о земельном участке с кадастровым номером 42:24:0401003:3, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка составила 34 431 663, 84 руб.

Общество, считая, что действиями Управления по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, выразившимися в ненадлежащем контроле за ходом выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель, в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, внесением в государственный земельный кадастр недостоверных сведений, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, а также нормы закона, обратилось в суд с заявлением.

Суды пришли к выводу о том, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, исходя из данных о рыночной стоимости при соблюдении регламентированной процедуры утверждения. Указали на то, что работы по определению кадастровой стоимости земельных участков выполнялись ФГУП “ФКЦ “Земля“ на основании государственного контракта, заключенного между заинтересованным лицом и ФГУП “ФКЦ “Земля“, спор вытекает из гражданско-правовых отношений и не подлежит рассмотрению в рамках данного дела.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции ошибочными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Приказом от 15.02.2007 N 39 Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости, сбор сведений о значениях этих факторов, сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов.

Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в
субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента);

проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).

В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).

Несмотря на прямое указание в законе об обязанности Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию, суды необоснованно посчитали, что названная обязанность заинтересованного лица предусмотрена только государственным контрактом.

Поэтому довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, судами фактически не исследован и не опровергнут.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и
взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Протокол от 11.11.2008 предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, суды сочли доказательством проверки заинтересованным лицом отчета на соответствие техническому заданию, указав лишь несколько параметров технического задания.

В то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, построения статистических моделей и т.д., не оценивали.

В связи с этим не проверены и не оценены доводы заявителя о несоответствии параметров предварительной проверки, проведенной Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, параметрам Технических рекомендаций.

Поскольку, обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права и неисследованности имеющих существенное значение обстоятельств дела, то они подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо рассмотреть заявление ОАО “Промстрой-ЖСК“ по существу, оценить в совокупности отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков, техническое задание и протокол предварительной проверки от 11.11.2008, выяснить, надлежащим ли образом проверен отчет Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области и насколько он соответствует техническому заданию, разрешить спор, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.12.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17248/2009 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДУБИНИНА

Судьи

Т.А.РЯБИНИНА

С.И.ШУЙСКАЯ