Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А81-3194/2009 Количество тепловой энергии, приобретаемой абонентом для отопления находящихся у него в управлении жилых домов, при отсутствии в них приборов учета определяется в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ расчетным методом с учетом норматива потребления коммунальных услуг для граждан, утвержденного органами местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2010 г. по делу N А81-3194/2009

резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шуйской С.И.,

судей Дубининой Т.Н., Рябининой Т.А.,

рассмотрев 06.07.2010 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу муниципального предприятия “Салехардэнерго“ (истца) на решение от 29.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Канева И.Д.) и постановление от 12.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Глухих А.Н., Литвинцева Л.Р.) по делу N А81-3194/2009,

установил:

муниципальное предприятие “Салехардэнерго“ (далее - МП “Салехардэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного
округа с иском к муниципальному предприятию “Салехарджилстройсервис“ (далее - МП “Салехарджилстройсервис“) о взыскании 3 829 305 руб. 94 коп. задолженности за потребленную в период с 01.04.2009 по 30.04.2009 тепловую энергию.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии.

Решением от 29.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены частично, с ответчика взыскано 2 967 397 руб. 19 коп., в остальной части иска отказано за необоснованностью.

В кассационной жалобе МП “Салехардэнерго“ просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что в соответствии с пунктом 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при определении объема потребленной ответчиком энергии должен применяться расчетный метод, установленный постановлением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 333 от 25.08.2003 “О нормировании топливно-энергетических ресурсов и организации учета тепловой энергии и теплоносителей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа“. Поэтому определение объема потребленной энергии по нормативам потребления считает неверным.

Кроме этого полагает, что МП “Салехардэнерго“ как ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).

Отзыв на кассационную жалобу ответчик в установленном законом порядке не представил.

МП “Салехардэнерго“, МП “Салехарджилстройсервис“ о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что между МП “Салехардэнерго“ (энергоснабжающей организацией) и МП “Салехарджилстройсервис“ (абонентом) заключен договор на теплоснабжение (население) N 18/М-Т от 19.03.2008, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию в виде горячей воды абоненту через присоединенную сеть по объектам абонента, указанным в приложениях N N 3, 4 к договору, а абонент - оплачивать потребленную тепловую энергию.

В пункте 5.2 договора установлено, что при наличии приборов учета количество тепловой энергии, подаваемой абоненту, определяется согласно данным о ее фактическом потреблении.

Порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета предусмотрен пунктами 2.6, 5.3 договора, разногласия по условиям которых сторонами не урегулированы.

В соответствии с пунктом 6.4 договора расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся абонентом один раз в месяц до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации согласно выставленным счетам.

Во исполнение договора МП “Салехардэнерго“ в апреле 2009 года отпустило абоненту тепловую энергию в виде горячей воды.

Поскольку оплата энергии произведена не в полном объеме, истец предъявил настоящий иск.

Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 307, а также на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в Постановлении от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8 Арбитражного суда Костромской области, суды указали на необходимость определения количества тепловой энергии, приобретаемой МП “Салехарджилстройсервис“ как управляющей компанией для предоставления коммунальной услуги гражданам при отсутствии в многоквартирных жилых домах приборов учета, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

В
силу пункта 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится на основании пункта 19 Правил N 307 (приложение N 2).

Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 определена правовая позиция о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

По настоящему делу установлено, что поставляемая истцом тепловая энергия приобреталась ответчиком для отопления находящихся у него в управлении жилых домов. Поэтому правомерен вывод судов о том, что определение количества потребленной тепловой энергии, приобретаемой МП “Салехарджилстройсервис“ для отопления домов при отсутствии в них приборов учета расчетным методом без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 307.

Довод заявителя о том, что расчет ответчика по нормативам потребления не учитывает расходы по теплоснабжению мест общего пользования, отклонен, поскольку, как установили суды, нормативы потребления
тепловой энергии администрацией муниципального образования г. Салехарда утверждены в порядке, предусмотренном Правилами N 306, с учетом содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

По существу доводы заявителя направлены на переоценку обстоятельств дела и доказательственной базы и в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не выявлено.

В связи с изложенным кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.12.2009 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 12.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3194/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи

Т.Н.ДУБИНИНА

Т.А.РЯБИНИНА