Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 10.06.2010 по делу N А46-9020/2009 Исковые требования о взыскании задолженности за отпущенную электрическую энергию по договору электроснабжения удовлетворены правомерно, так как регулирующим органом для истца установлен индивидуальный тариф с учетом величины мощности и электроэнергии, учтенных при его формировании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2010 г. по делу N А46-9020/2009

резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Тамашакина С.Н.

судей Есикова А.Н., Мелихова Н.В.

при участии от истца: Кобылянского С.Н. - представителя открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири“ по доверенности от 27.03.2009 N 46н/14;

Пестова Д.В. - представителя открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири“ по доверенности от 27.03.2009 N 46н/3;

от ответчика: Сахарчук Т.В. - представителя муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия “Омскэлектро“ по доверенности от 04.06.2010 N 169 юр;

от третьих лиц: Пензина В.И.
- генерального директора открытого акционерного общества “Агросервис“ согласно протоколу общего собрания от 07.06.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнение к ней муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия “Омскэлектро“ на решение от 30.12.2009 (судья Беседина Т.А.) Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.03.2010 (судьи Солодкевич Ю.М., Ильницкая Д.В., Рябухина Н.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9020/2009 по иску открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири“ к муниципальному унитарному производственно-эксплуатационному предприятию “Омскэлектро“, третьи лица: открытое акционерное общество “Омская энергосбытовая компания“, открытое акционерное общество “Агросервис“, Региональная энергетическая комиссия Омской области,

установил:

открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири“ (далее - ОАО “МРСК Сибири“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному производственно-эксплуатационному предприятию “Омскэлектро“ (далее - МУПЭП “Омскэлектро“) о взыскании 22 619 913 рублей задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии за январь, февраль 2009 года и 4 580 380 рублей 49 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определениями от 05.05.2009, 24.06.2009, 04.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество “Омская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО “ОЭК“), открытое акционерное общество “Агросервис“ (далее - ОАО “Агросервис“), Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области).

Решением от 30.12.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 12.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с МУПЭП “Омскэлектро“ в пользу ОАО “МРСК Сибири“ взыскано 22 619 913 рублей 82 копейки задолженности и 3 435 285 рублей 37
копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе МУПЭП “Омскэлектро“ просит принятые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

Заявитель считает, что судом применена норма, не подлежащая применению, и не применена норма, подлежащая применению.

МУПЭП “Омскэлектро“ отмечает, что при определении стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии величина заявленной мощности не может быть использована в качестве величины, определяющей объем оказанных услуг, подлежащих оплате, так как она не отражает фактическую мощность, переданную сетевой организацией другой сетевой организации в расчетом периоде.

Заявитель полагает, что выводы суда о том, что объем мощности, подлежащей оплате по ставке на содержание сетей, определен РЭК Омской области на основании, в том числе представленных сторонами данных по энергопринимающим устройствам потребителей, не подтверждены доказательствами, поскольку в материалах дела отсутствуют данные по энергопринимающим устройствам потребителей.

МУПЭП “Омскэлектро“ указывает, что мощность, используемая регулирующим органом РЭК Омской области для расчета тарифа, не отражает фактическую мощность, переданную сетевой организацией другой сетевой организации в исковом периоде.

По его мнению, в оспариваемых судебных актах в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО “МРСК Сибири“ не представило доказательств того, что по имеющимся точкам технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО “МРСК Сибири“ к объектам электросетевого хозяйства МУПЭП “Омскэлектро“ мощность составляет 262, 548 МВт, а судом принята мощность, установленная Региональной энергетической комиссией Омской области при формировании тарифа.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “МРСК Сибири“ указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представитель МУПЭП
“Омскэлектро“ в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и направить дело на новое рассмотрение.

Представители ОАО “МРСК Сибири“ в заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Генеральный директор ОАО “Агросервис“ в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы МУПЭП “Омскэлектро“.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела видно, что ОАО “МРСК Сибири“ и МУПЭП “Омскэлектро“ являются смежными сетевыми территориальными организациями, владеющими на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц.

Факт оказания услуг по передаче услуг подтверждается представленными в материалы дела актами учета перетоков энергии по точкам поставки, составленными на основании данных коммерческих приборов учета, установленных в местах технологического присоединения сетей обеих сетевых организаций, подписанными сторонами, а также актами выполненных работ за январь-февраль 2009 года, подписанных сторонами с разногласиями.

По расчету истца стоимость оказанных ОАО “МРСК Сибири“ услуг по передаче электрической энергии в январе 2009 года составила: по передаче электрической энергии в объеме 209 939 784 кВтч - 34 163 992 рубля 62 копейки, по передаче мощности в объеме 262,548 МВт - 49 446 284 рублей 45 копеек.

Ответчик согласовал объем услуг по передаче энергии в размере 200 425 592 КВтч, мощности - 214,496 МВт.

По расчету истца стоимость
оказанных ОАО “МРСК Сибири“ услуг по передаче электрической энергии в феврале 2009 года составила: по передаче электрической энергии в объеме 190 558 256 кВтч - 31 922 319 рублей 05 копеек, по передаче мощности в объеме 262,548 МВт - 49 446 284 рублей 45 копеек.

Ответчик согласовал объем услуг по передаче энергии в размере 187 247 311 КВтч, мощности - 214,496 МВт.

В стоимость оказанных услуг включена стоимость услуг по передаче энергии, переданной в сети филиала ОАО “МРСК Сибири“ “Омскэнерго“ по договору доверительного управления в январе 2009 года - 178 292 кВтч и в феврале 2009 года - 260 130 кВтч на общую сумму 86 664 рубля 47 копеек, истец отказался от исковых требований к МУПЭП “Омскэлектро“ в части указанных объемов энергии.

Поскольку оплату оказанных услуг, в том числе после подачи иска, ответчик произвел частично, согласно признанным им объемам оказанных услуг по передаче электрической энергии и величины мощности, ОАО “МРСК Сибири“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг, подтвержденных материалами дела.

Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.

По правилам главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать с ответчика, воспользовавшегося его услугами, стоимость оказанных ему услуг.

Объем оказанных ответчику услуг по передаче электрической энергии определен истцом как разница между объемом энергии, переданной из сетей истца в сети ответчика, и объемом энергии, принятой из сетей ответчика в сети истца на основании актов учета перетока энергии за январь и февраль 2009
года, разногласий по объемам отпуска из сетей ОАО “МРСК Сибири“ в сети МУПЭП “Омскэлектро“ согласно данным актам учета перетоков энергии и протоколов разногласий к ним у сторон не имеется.

Разногласия возникли по объемам электроэнергии, полученной в сети ОАО “МРСК Сибири“ из сетей МУПЭП “Омскэлектро“. Ответчик считает, что в объеме энергии, переданной в сети истца, должны быть учтены потери смежных сетевых организаций, в том числе: в объеме 2 498 193 кВтч за январь 2009 года и в объеме 2 324 780 кВтч за февраль 2009 года.

Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь определен в разделе 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).

В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке (пункт 51 Правил N 861).

Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничного рынков порядке.

По
смыслу указанных выше правовых норм сетевая организации обязана оплачивать стоимость потерь, возникших в ее электрических сетях.

В силу пункта 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым компаниям).

Пунктом 34 Правил N 861 определено, что услуга по передаче электрической энергии предоставляется в соответствующей точке технологического присоединения к объектам другой сетевой организации.

В связи с этим, правомерными являются выводы судебных инстанций о том, что в объем оказанных услуг для расчетов между сетевыми организациями не должны включаться объемы энергии, переданной за границами балансовой принадлежности электрических сетей и энергопринимающих устройств. Объемы энергии, полученной, по утверждению
МУПЭП “Омскэлектро“, истцом из сетей ответчика, не имеющих непосредственного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ОАО “МРСК Сибири“, не могут быть учтены при расчете объема оказанной ответчиком услуги, поскольку, объем услуг определен истцом как разница между объемом энергии, отпущенной в сети ответчика, и объемом, полученным истцом из сетей ответчика, на основании показаний приборов учета в точках технологического соединения сетей сторон.

Пунктом 34 Правил N 861 предусмотрено, что услуга по передаче электрической энергии предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Правил N 861, а не пункт 1.

В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 “заявленная мощность“ - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах, “присоединенная мощность“ - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.

Заявленная мощность сторонами не согласована.

Величина мощности исчислена ответчиком расчетным способом и составила в январе 2009 года - 214,496 МВт, в феврале 2009 года - 214,496 МВт. Истец применил при расчетах мощность 262,548 МВт.

В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере
топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.

Данные приборов учета в материалах дела отсутствуют.

По правилам пункта 144 Правил N 530, в случае отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется, если договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) не установлено иное, на основании имеющихся статистических данных за аналогичный период предшествующего года, в котором определение объему потребления данным потребителем осуществлялось на основании приборов учета с учетом темпов изменения объема потребления электрической энергии по сравнению с указанным годом.

Расчет объема потребления электрической энергии также осуществляется в порядке, установленном пунктами 145 и 147 Правил N 530.

Принцип расчета, предусмотренный пунктами 145 - 147 Правил N 530, предполагает наличие данных показаний приборов учета, установленных на объекте электросетевого хозяйства и измеряющих совокупные объемы электрической энергии, отпускаемой всем потребителям, и объемов потребления электрической энергии потребителями, в точках поставки на розничном рынке которых функционируют исправные приборы учета (п. п. “а“), величину заявленной мощности между точками поставки (п. п. “б“).

В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.

При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны такого договора от предоставляемых ею по этому
договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 “О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии“ определено, что во исполнение положений статьи 42 Правил Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), которые предусматривают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов каждой пары смежных сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В пункте 52 Методических указаний предусмотрен расчет индивидуальных тарифов путем определения двух ставок, а именно: ставки на содержание электрических сетей; ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии. При этом базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый “сальдированный“ переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем “сальдированного“ перетока.

Арбитражным судом установлено, что при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год РЭК Омской области учтены представленные в регулирующий орган предложения ОАО “МРСК Сибири“ и МУПЭП “Омскэлектро“ по расчетам с конкретными сетевыми организациями, а также сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии по Омской области на 2009 год, являющийся основой для расчета регулируемых цен на электрическую энергию и услуги.

На основании указанной информации был сформирован котловой баланс, предусматривающий распределение энергии между двумя котлодержателями ОАО “МРСК Сибири“ и МУПЭП “Омскэлектро“. Котловые тарифы сформированы по границам сетевых организаций и по энергопринимающим устройствам потребителей. В них включены расходы на оплату услуг всех сетевых организаций на территории Омской области.

Установление индивидуального тарифа обусловлено тем, что при применении единого тарифа у котлодержателя возникает излишек выручки, который необходим другой сетевой организации, для которой установлен индивидуальный тариф, для возмещения своих расходов и оплаты услуг других сетевых организаций.

Из письменных пояснений РЭК Омской области от 08.10.2009 N ИСХ-09/РЭК-2268 следует, что при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год по предложению ОАО “МРСК Сибири“ и МУПЭП “Омскэлектро“ данные сетевые организации определены как “котлодержатели“, то есть сетевые организации, осуществляющие расчет с другими сетевыми организациями из средств перечисляемых им гарантирующим поставщиком (ОАО “Омская энергосбытовая компания“). В то же время для расчета указанных сетевых организаций между собой за услуги оказываемые ими друг другу, регулирующий орган устанавливает индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии. По предложению ОАО “МРСК Сибири“ и МУПЭП “Омскэлектро“ при расчете индивидуального тарифа для этих организаций была определена расчетным путем величина мощности в размере 262, 548 МВт, на которую должны производиться расчеты между указанными сетевыми организациями.

Расчет между ответчиком и истцом по индивидуальному тарифу в 2009 году должен производиться из параметров мощности - 262,548 МВт, электроэнергии - 1 937, 6013 млн. кВтч.

Данные истца о величине мощности подтверждены выпиской из протокола заседания правления РЭК Омской области от 25.12.2008 N 70.

Следовательно, обоснованными являются выводы судебных инстанций о том, что оплата за оказанные услуги по передаче электрической энергии должна производиться ответчиком по установленному для истца индивидуальному тарифу с учетом величины мощности и электроэнергии, учтенных при его формировании.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным и апелляционным судами.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.12.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 12.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-9020/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного производственно-эксплуатационного предприятия “Омскэлектро“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.Н.ТАМАШАКИН

Судьи

А.Н.ЕСИКОВ

Н.В.МЕЛИХОВ