Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 01.06.2010 по делу N А70-14601/2009 Непредставление в регистрирующий орган ежеквартального отчета, а также несвоевременное размещение подлежащей раскрытию информации в сети Интернет является основанием для привлечения общества к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2010 г. по делу N А70-14601/2009

резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Т.И. Отческой,

судей О.И. Антипиной, В.П. Богатырева,

рассмотрев в судебном заседании с участием представителей сторон:

от открытого акционерного общества “Универсам“ - Ю.В. Пантелеевой по доверенности б/н от 1.03.2010;

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - представители не явились, извещены надлежащим образом;

кассационную жалобу открытого акционерного общества “Универсам“ на решение от 08.02.2010 (судья Л.А. Крюкова) Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.04.2010 (судьи
А.Н. Лотов, Л.А. Золотова, Н.А. Шиндлер) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14601/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Универсам“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе о признании незаконным постановления от 25.11.2009 N 62-09-541/пн о назначении административного наказания,

установил:

открытое акционерное общество “Универсам“ (далее - ОАО “Универсам“) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 62-09-541/пн от 25.11.2009.

Решением от 08.02.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных обществом требований было отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Универсам“ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

ОАО “Универсам“ ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения в связи с пропуском 3-дневного срока представления ежеквартального отчета, отсутствия негативных последствий для общества, своевременного размещения информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, в сети Интернет, наличия у общества трех акционеров. Отмечает, что штраф в размере 700 000 руб. является крайне значительным для общества, ставит его под угрозу банкротства.

Указывает на составление РО ФСФР России в УрФО протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества.

Отзыв на кассационную жалобу от РО ФСФР России в УрФО в суд не представлен.

Заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции
не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что ОАО “Универсам“ создано в процессе приватизации.

26.06.1995 Комитетом финансов администрации Тюменской области зарегистрирован выпуск ценных бумаг ОАО “Универсам“ в количестве 37 224 штук номинальной стоимостью 1 000 руб.

План приватизации Общества предусматривал размещение 49 процентов ценных бумаг путем свободной продажи на аукционе и по конкурсу, в том числе, на коммерческом конкурсе - 29 процентов, на аукционе - 20 процентов.

При проведении мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг административным органом было обнаружено, что информация в установленном порядке в форме ежеквартального отчета эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года ОАО “Универсам“ была не раскрыта, в срок до 14.08.2009 в регистрирующий орган обществом не был представлен ежеквартальный отчет в письменном виде, а также не был опубликован в сети Интернет.

10.11.2009 по данному факту заместителем начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг в отношении ОАО “Универсам“ составлен протокол N 62-09-800/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководителем РО ФСФР России в УрФО по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 25.11.2009 вынесено постановление N 62-09-541/пн о назначении административного наказания, на основании которого ОАО “Универсам“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО “Универсам“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО “Универсам“ требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 2.9, 4.5, 15.19, 28.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, пунктов 1.14, 5.1, 5.6, 5.7, 5.8 Порядка раскрытия информации, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, пунктов 10, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, пришли к выводу о наличии в действиях ОАО “Универсам“ состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, а также об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о
проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Из пунктов 5.1, 5.6, 5.7, 5.8 Положения о раскрытии информации, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, следует обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением, распространяется: а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала,
если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению.

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

В срок не более 45 дней со дня окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета эмитент обязан опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.

Пунктом 1.14 Порядка раскрытия информации, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.

Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электроном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается обществом, что ежеквартальный отчет за 2 квартал 2009 год был направлен обществом по почте в
регистрирующий орган 17.08.2009, получен административным органом 24.08.2009.

Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не раскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд кассационной инстанции считает правильным.

Суд кассационной инстанции также считает обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в совершенном правонарушении признаков малозначительности.

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отметили, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный законом порядок представления форм отчетности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. При этом по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Имея возможность представить отчет в регистрирующий орган в срок до 14.08.2009 (доказательства обратного в деле отсутствуют), общество несвоевременно исполнило возложенную на него обязанность по предоставлению отчета в установленный законодательством срок.

Кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной
инстанций полно и всесторонне исследованы материалы дела, связанные порядком привлечения общества к административной ответственности, с надлежащим извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, им дана правовая оценка.

При этом применены нормы материального права, подлежащие применению, сделал обоснованный вывод об отсутствии существенных процессуальных нарушений РО ФСФР России в УрФО при производстве по делу об административном правонарушении.

Ссылки ОАО “Универсам“ на малозначительность административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку не находят подтверждения в материалах дела и не соответствуют действующему законодательству.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судами.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводы, в кассационной жалобе не приведено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, а также удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.02.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.04.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-14601/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи

О.И.АНТИПИНА

В.П.БОГАТЫРЕВ