Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 16.03.2010 по делу N А27-918/2009 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.09.2009, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Администрации города Кемерово от 25.12.2008 N 190 “Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2010 г. по делу N А27-918/2009

резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Беловой Л.В.

судей Отческой Т.И., Новоселова В.И.

рассмотрев в судебном заседании с участием представителя администрации г. Кемерово Меркулова Я.Я. по доверенности от 02.02.2010 N 01-40/151

представители заявителя, главы г. Кемерово, прокуратуры, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились,

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Конвент Плюс“ на решение от 02.09.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи В.Я. Драпезо, Г.П. Обухова, Т.И. Гуль) по делу
N А27-918/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Конвент Плюс“ к Администрации города Кемерово, Главе города Кемерово о признании недействующим постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Конвент Плюс“ (далее по тексту ООО “Конвент плюс“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления Администрации города Кемерово (далее по тексту Администрация) от 25.12.2008 N 190 “Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства“ (далее по тексту Постановление N 190) в части включения в перечень объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства объекта по ул. Притомская набережная, 7, площадью 684,80 кв.м., арендуемого ООО “Конвент плюс“ (пункт 144 Перечня).

Требования мотивированы тем, что оспариваемое Постановление N 190 нарушает права и законные интересы общества на возможность реализовать преимущественное право на приобретение имущества в порядке приватизации, не соответствует пункту 3.1 положения, утвержденного Решением Кемеровского горсовета от 22.12.2008 N 188.

Решением от 20.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное обществом требование удовлетворено.

Постановлением от 02.06.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение арбитражного суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

По результатам повторного рассмотрения, решением от 02.09.2009 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении требования ООО “Конвент плюс“ отказано.

В кассационной жалобе ООО “Конвент Плюс“ просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что оспариваемое постановление
принято неуполномоченным органом. Органы местного самоуправления не представили суду надлежащих доказательств, обосновывающих возражения. Решение суда в части мотивировки отказа в удовлетворении требований основано исключительно на анализе правовых норм, содержащихся в различных правовых актах. Полагает, что изменение правового регулирования отношений не должно было учитываться судом в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Отзыв на кассационную жалобу от Главы г. Кемерово к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителя, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО “Конвент плюс“ 18.08.2003 заключило с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (далее по тексту Комитет) договор N 8421, согласно которому общество арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Притомская набережная, 7, общей площадью 615,3 кв.м., для использования в качестве ресторана на срок до 01.07.2013 года.

Общество 25.08.2008 обратилось в Комитет с заявлением о реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества, предусмотренного Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее по тексту Закон N 159-ФЗ).

Письмом от 01.11.2008 за N
50 Комитет сообщил об оставлении заявления без рассмотрения по существу, в связи с отсутствием закона Кемеровской области об определении предельных значений площади арендуемого имущества.

В связи со вступлением в законную силу закона Кемеровской области от 30.09.2008 N 85-ОЗ “Об определении предельных значений площади арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности при возмездном отчуждении которого у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право на его приобретение, и срока рассрочки его оплаты“ ООО “Конвент плюс“ повторно 01.11.2008 обратилось в Комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Постановлением N 190, опубликованным 26.12.2008 в приложении “Вестник“ к газете “Кемерово“, утвержден Перечень объектов муниципального нежилого фонда г. Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Под номером 144 указано нежилое помещение, арендованное обществом.

Считая, что указанное Постановление N 190 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы на преимущественное приобретение нежилого помещения, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Постановление N 190, соответствует установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ критериям и арендуемое обществом нежилое помещение правомерно включено в перечень имущества.

Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни
государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 упомянутого закона установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 4.2 этого же закона государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.

Постановление N 190 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Кассационной инстанцией довод общества об отсутствии закрепленных законом полномочий у Главы города на принятие оспариваемого нормативного правового акта отклоняется вследствие его противоречия нормам, закрепленным в пункте 3 статьи 34 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статье 45 Устава г. Кемерово. Наличие в оглавлении постановления строки “Администрация города Кемерово“ правомерно признано арбитражным судом не влияющей на его нормативно-правовой характер и не свидетельствующей об его издании администрацией
в лице ее руководителя - главы В.В. Михайлова, поскольку в соответствии со статьей 48 Устава г. Кемерово таких полномочий данный исполнительно-распорядительный орган не имеет.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов N 188 от 22.12.2008 утверждено Положение “О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня“.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения, в редакции действующей до момента внесения изменений решением N 236, формирование Перечня имущественной поддержки осуществлялось в соответствии со следующими критериями: наличие заявления арендатора о включении имущества в Перечень; социальная значимость имущества; культурная значимость имущества. Для включения имущества в перечень необходимо наличие одного или нескольких критериев.

Включая нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кемерово, ул. Притомская набережная, 7 в Перечень, Администрация исходила из соответствия его требованиям, закрепленным в пункте 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“.

Правомерность включения нежилого помещения в Перечень, исходя из критериев, установленных пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, подтверждается тем, что решением от 24.04.2009 N 236 Кемеровского городского Совета народных депутатов изменена редакция пункта 3.1 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов N 188 от 22.12.2008 об утверждении Положения “О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня“.

Редакция данного пункта приведена в соответствие с требованиями Федерального закона.

Указание в решении арбитражного суда на изменение редакции пункта 3.1 Положения не является нарушением требований пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доводы общества, изложенные в жалобе, о нарушении указанной выше нормы права, основаны на неправильном толковании материального права.

В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложена мотивировочная часть решения, поэтому довод общества, изложенный в жалобе, о нарушении норм процессуального права несостоятелен.

Не могут быть приняты доводы общества, о применении кассационной инстанцией пункта 5 Информационного письма N 134, содержащиеся в дополнении к кассационной жалобе, так как разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 5 Информационного письма N 134 от 05.11.2009 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ относятся к другому предмету спора.

Арбитражным судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального
права, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 02.09.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-918/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОВА

Судьи

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

В.И.НОВОСЕЛОВ