Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2010 по делу N А45-22430/2009 Представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о месте нахождения организации не влечет признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме слияния.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А45-22430/2009

резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего, судьи О.И. Антипиной,

судей В.И.Ильина, Т.И. Отческой,

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке,

кассационную жалобу заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска на решение от 13.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судья О.М. Васютина) по делу N А45-22430/2009 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7
по Республике Калмыкия, обществу с ограниченной ответственностью “ТрансБизнес“, с участием третьего лица - Ф.И.О. о признании недействительной государственной регистрации,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Калмыкия (далее - МИФНС России N 7 по Республике Калмыкия), обществу с ограниченной ответственностью “ТрансБизнес“ (далее - ООО “ТрансБизнес“) о признании недействительной государственной регистрации создания (реорганизацию в форме слияния) ООО “ТрансБизнес“, произведенной по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Калмыкия от 19.12.2007 N 1157, прекращение деятельности ООО “ЭкОпродукт“, ООО “Минерал-М“, ООО “КавказАгроБизнес“, ООО “Деймос“, ООО “Гармония“, ООО “Антрейд“, ООО “Агроресурс“, признании недействительными решений от 19.12.2007 N 1157 о создании ООО “ТрансБизнес“ и решений, принятых в связи с прекращением деятельности указанных обществ, обязании исключить из Единого государственного реестра юридических лиц записи, присвоенные по решениям о прекращении деятельности этих же обществ, обязании ООО “ТрансБизнес“ представить в регистрирующий орган заявление о внесении изменений с достоверными сведениями.

Заявленные требования мотивированы тем, что в налоговые органы представлены недостоверные сведения о местонахождении вышеуказанного юридического лица, тем самым, нарушая права неограниченного круга лиц.

Решением от 13.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного требования отказано в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение.

ИФНС России по Железнодорожному району
г. Новосибирска полагает, что в ходе проведения контрольных мероприятий установлены факты, свидетельствующие о недостоверности сведений, содержащихся в учредительных документах Общества, тем самым нарушены права государства в лице налогового органа, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении вышеуказанного налогоплательщика. Доказательства, подтверждающие указанные сведения были представлены заявителем в арбитражный суд. Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ и фактическое отсутствие юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, создает условия для уклонения Общества от налогового контроля.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что ООО “ТрансБизнес“ создано 03.12.2007 путем реорганизации в форме слияния ООО “ЭкОпродукт“, ООО “Минерал-М“, ООО “КавказАгроБизнес“, ООО “Деймос“, ООО “Гармония“, ООО “Антрейд“, ООО “Агроресурс“.

Согласно учредительных документов местом нахождения Общества определено: г. Новосибирск, пр. Димитрова, 2, офис 607. Директором избран - Долдаев Б.О.

МИФНС России N 7 по Республике Калмыкия 19.12.2007 принято решение N 1157 о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме слияния. В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности ООО “ЭкОпродукт“, ООО “Минерал-М“, ООО “КавказАгроБизнес“, ООО “Деймос“, ООО “Гармония“, ООО “Антрейд“, ООО “Агроресурс“.

Сотрудниками ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска проведена проверка достоверности сведений о нахождении ООО “ТрансБизнес“ по адресу, указанному в учредительных документах.

В ходе проверки выявлено, что Общество по указанному адресу не находится. Данные обстоятельства подтверждаются письмами от 09.07.2009 N 30/2009 от нотариуса г. Москвы Брагиной О.И., в котором
сообщается, что подлинность подписи на заявлении гражданина Долдаева Б.О. от 10.12.2007 нотариусом не удостоверялась и от 19.06.2009 N 158 от ООО “Тандем-Инвест“ об отсутствии договорных отношений с ООО “ТрансБизнес“.

Полагая указанные обстоятельства в качестве основания для признания недействительной государственной регистрации Общества, ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на момент принятия оспариваемого решения у МИФНС России N 7 по Республике Калмыкия не было правовых оснований для отказа в государственной регистрации данного юридического лица, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ). Представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице не влекут признание судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, недействительной заявителю необходимо доказать в совокупности два обстоятельства: несоответствие государственной
регистрации требованиям закона и нарушение прав и законных интересов иных субъектов права.

На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны; устанавливается, соблюден ли предусмотренный Законом о государственной регистрации порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подпункты “а“, “б“ пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ). Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

Судом установлено, что в рассматриваемом случае для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО “ТрансБизнес“ представило все документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.

В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны. Налоговым органам не предоставлено права проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица,
и экспертизы представленных документов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа ООО “ТрансБизнес“ в государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска не представила доказательств, подтверждающих заявленные налоговым органом обстоятельства.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определениях: от 12.07.2007 по делу N 8312/07, от 10.07.2008 по делу N 8821/08, от 11.07.2008 по делу N 7587/08, от 17.06.2008 по делу N 7843 указал, что действующее законодательство не предусматривает для признания судом недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и незаконными решений о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий предоставление недостоверных сведений о юридическом лице.

При таких обстоятельствах, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены судебного акта по делу не имеется.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда, этим доводам дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.11.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22430/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.
Новосибирска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.АНТИПИНА

Судьи

В.И.ИЛЬИН

Т.И.ОТЧЕСКАЯ