Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А70-8192/2009 Реализация обществом алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А70-8192/2009

резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего И.В. Макарова

судей В.И. Новоселова, Т.Я. Шабалковой

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Талион“ на решение от 10.09.2009 (судья С.А. Стафеев) Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.11.2009 (судьи Н.А. Шиндлер, А.Н. Лотов, Л.А. Золотова) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8192/2009 по заявлению общества с ограниченной
ответственностью “Талион“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области об оспаривании постановления от 23.07.2009 N 87,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Талион“ (далее по тексту - Общество, ООО “Талион“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту - Управление) от 23.07.2009 N 87.

Решением от 10.09.2009 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением от 30.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.

По мнению заявителя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку продавец может проводить предпродажный осмотр непосредственно при продаже алкогольной продукции.

В отзыве на кассационную жалобу Управление, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.06.2009 территориальным отделом Управления в Голышмановском,
Аромашевском, Армизонском, Омутинском районах в принадлежащем Обществу магазине “Продукты“, расположенном по адресу: Тюменская область, с. Омутинское, ул. Первомайская, 80а, проведена проверка соблюдения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Проверкой установлено, что Обществом осуществляется оборот алкогольной продукции, а именно предлагается к продаже вино белое сухое “Солианс АОС“ (производитель “Болье Ронь“, Франция) в количестве 1 бутылки емкостью 0,75 л. с непроверенным качеством по внешним признакам (с наличием осадка).

В ходе проведения проверки должностными лицами Управления были отобраны образцы алкогольной продукции для последующего лабораторного исследования в соответствии с протоколом отбора образцов (проб) от 15.06.2009 N 2.

В связи с необходимостью лабораторного исследования отобранных образцов алкогольной продукции определением от 15.06.2009 было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

Определением от 15.06.2009 для исследования алкогольной продукции, отобранной в соответствии с протоколом от 15.06.2009 N 2 на соответствие требованиям ГОСТ Р 52523-2006 “Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия“ и СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов“, Управлением была назначена экспертиза по делу об административном правонарушении.

По результатам исследования изъятых образцов алкогольной продукции составлен протокол лабораторных испытаний от 25.06.2009 N 1071, в котором указано, что представленный образец вина - представляет из себя прозрачную жидкость, без посторонних включений, с осадком. В представленном образце результаты испытаний выходят за диапазоны нормативов качества, указанных в НД, устанавливающем характеристики показателей качества объекта.

По итогам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 10.07.2009, на основании которого 23.07.2009 принято оспариваемое постановление о назначении ООО “Талион“ административного наказания по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30
000 руб.

Полагая, что оспариваемое постановление незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Между тем судами не учтено следующее.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи является нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Административная ответственность за оборот алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, предусмотрена статьей 6.14 КоАП РФ.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.14 КоАП РФ, является производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ под оборотом понимаются закупка, поставка, хранение и розничная продажа.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытании устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не
вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности продуктов при проверке таких продуктов.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Исходя из требований пункта 4.1.2 ГОСТ Р 52523-2006 “Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия“ (утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.02.2006 N 15-ст) столовые вина и столовые виноматериалы должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений.

В соответствии с пунктом 140 главы XIX “Особенности продажи алкогольной продукции“ Правил продажи отдельных видов товаров (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55) перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).

Материалы дела свидетельствуют, что Обществом осуществлялась реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52523-2006, по наличию осадка.

Несоответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов Общество не оспаривает.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.14 КоАП РФ. Суды сделали ошибочный вывод о правомерном привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом
9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

С учетом указанных обстоятельств решение суда первой инстанции от 10.09.2009 и постановление апелляционного суда от 30.11.2009 подлежат отмене, а заявление о признании незаконным и отмене постановления Управления от 23.07.2009 N 87 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. - удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.09.2009 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.11.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8192/2009 отменить.

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью “Талион“ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 23.07.2009 N 87 по делу об административном правонарушении.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.В.МАКАРОВ

Судьи

В.И.НОВОСЕЛОВ

Т.Я.ШАБАЛКОВА