Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А02-466/2009 Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А02-466/2009

резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Беловой Л.В.

судей Ильина В.И., Шабалковой Т.Я.

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан на решение от 16.07.2009 Арбитражного суда Республики Алтай (судья А.Н. Масалова) и постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Усанина, И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина) по делу N А02-466/2009 по
заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Алтай к обществу с ограниченной ответственностью “Брэнд“ при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Стерлитамак Республики Башкортостан и Ф.И.О. о признании недействительной государственной регистрации смены места нахождения общества,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Алтай (далее по тексту межрайонная инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительной государственной регистрации смены места нахождения общества с ограниченной ответственностью “Брэнд“ (далее по тексту общество) N 2080268044745 от 23.09.2008, произведенной инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Стерлитамак, Республики Башкортостан.

Требования мотивированы тем, что для регистрации изменений в инспекцию были представлены недостоверные сведения относительно места нахождения общества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Стерлитамак, Республики Башкортостан (далее по тексту инспекция) и Кохан Артем Александрович.

Решением от 16.07.2009 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда требования межрайонной инспекции удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что при принятии решения, арбитражным судом нарушены нормы процессуального права. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что об указании неверного адреса в учредительных документах было известно или должно
было быть известно регистрирующему органу на момент регистрации.

Отзывы на кассационную жалобу от заинтересованного лица и третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество 16.09.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающихся места нахождения.

Инспекцией 23.09.2008 была осуществлена государственная регистрация места нахождения общества по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Б.Головина, 2.

Межрайонной инспекцией была проведена проверка, в ходе которой установлено, что по указанному адресу общество не находится, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации смены места нахождения N 2080268044745 от 23.09.2008.

Удовлетворяя заявленные межрайонной инспекцией требования, арбитражные суды исходили из того, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее по тексту Закон о регистрации) является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации. На момент подачи заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, сведения о его месте нахождения являлись недостоверными.

Кассационная инстанция, отменяя судебные акты и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Согласно
пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации).

В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В рассматриваемом случае, у регистрирующего органа (инспекции) отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества: для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку общество представило в регистрирующий орган все необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации. В заявлении общества подтверждалось, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны.

Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.

Статьей 25 Закона о регистрации особо предусмотрена ответственность юридического лица за достоверность подаваемых им сведений и право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать юридическое
лицо, грубо нарушающее законодательство о государственной регистрации юридических лиц.

Кроме того, указанное межрайонной инспекцией обстоятельство не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым.

Арбитражными судами полно и всесторонне исследованы материалы дела, но неверно истолкованы нормы Закона о государственной регистрации, поэтому кассационная инстанция считает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.07.2009 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-466/2009 отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай о признании недействительной государственной регистрации смены места нахождения общества с ограниченной ответственностью “Брэнд“ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОВА

Судьи

В.И.ИЛЬИН

Т.Я.ШАБАЛКОВА