Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по делу N А45-8052/2009 Недостоверность представленных сведений о местонахождении общества и его исполнительного органа не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А45-8052/2009

резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи В.И. Новоселова,

судей В.П. Богатырева, В.И. Ильина,

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;

кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска на решение от 15.07.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судья О.М. Васютина) и постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, В.А. Журавлева, Н.А., Н.А. Усанина) по делу N А45-8052/2009
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью “Альфа“, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекции федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска, руководителя общества с ограниченной ответственностью “Альфа“ - Коростылева С.В., о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Альфа“ (далее - ООО “Альфа“, Общество) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния за основным государственным регистрационным номером 1082721006235 в связи с представлением руководителем вновь созданного Общества в налоговые органы недостоверных сведений о местонахождении вышеуказанного юридического лица и исполнительного органа (руководителя).

Решением от 15.07.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое судебное решение.

По мнению заявителя, в ходе проведения контрольных мероприятий установлены факты, свидетельствующие о недостоверности сведений, содержащихся в учредительных документах Общества и в заявлении его руководителя о месте нахождения Общества, тем самым нарушены права государства в лице налогового органа (ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска), связанные с осуществлением налогового контроля в отношении вышеуказанного налогоплательщика. Доказательства, подтверждающие указанные сведения были предоставлены заявителем в арбитражный суд. Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ и фактическое отсутствие юридического лица по указанному в
учредительных документах адресу, создает условия для уклонения Общества от налогового контроля.

Отзывы на кассационную жалобу от Общества, третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора, к началу судебного заседания не поступили.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что ООО “Альфа“ (ИНН5401313458) создано 16.07.2008 путем реорганизации в форме слияния ООО “ЮМА“, ООО “Мортранс“, ЗАО “Дальневосточное производственное объединение Кварц“, ЗАО “Стандарт“.

Согласно учредительных документов местом нахождения Общества определено: г. Новосибирск, ул. Красина, 54, квартира (офис) 216, единоличным исполнительным органом (директором) избран - Коростелев Сергей Валерьевич.

Директор Коростылев С.В. обратился 10.07.2008 с заявлением по форме Р 12001 в ИФНС по Центральному району г. Хабаровска о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором местонахождение Общества указано по адресу: г. Новосибирск, ул. Красина, дом 54, кв. (офис) 216.

Инспекцией ФНС по Центральному району г. Хабаровска принято решение от 16.07.2008 за N 2357 о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме слияния. В единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным номером 1082721006235.

Сотрудниками ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска 14.01.2009 проведена проверка достоверности сведений о нахождении ООО “Альфа“ по адресу, указанному в учредительных документах.

В ходе вышеуказанной проверки выявлено, что Общество по указанному адресу не находится, помещение под номером 216 в здании отсутствует, о чем составлен акт от 14.12.2009.

Расценив указанные обстоятельства в качестве основания для признания
недействительной государственной регистрации ООО “Альфа“, ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что на момент принятия оспариваемого решения у налогового органа не было правовых оснований для отказа в государственной регистрации данного юридического лица, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

Также арбитражные суды пришли к выводу о том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице не влекут признание судом недействительной государственной регистрации, а в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных судами фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей“ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 5 Правил взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. В этом случае регистрирующий орган на основании решений о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, и государственной регистрации прекращения деятельности реорганизуемых юридических лиц вносит в единый государственный реестр юридических лиц записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц и сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту их нахождения указанных юридических лиц.

Таким образом, в соответствии с данными нормами все действия и решения по государственной регистрации создаваемого и прекращению действия реорганизуемых юридических лиц в форме слияния юридических лиц осуществляет один регистрирующий орган.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды установили, что в данном случае государственная регистрация юридического лица - ООО “Альфа“, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществлялась инспекцией ФНС по Центральному району г. Хабаровска на основании принятого решения от 16.07.2008 N 2357.

Решением вышеуказанной инспекции от 16.07.2008 N 2357 о передаче регистрационного дела, внесены в Единый государственный
реестр юридических лиц сведения о передаче регистрационного дела в другой регистрирующий орган - инспекцию ФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска (л.д.63).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“.

Данный перечень документов в силу пункта 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Арбитражными судами установлено, что Обществом в надлежащий регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 14 Закона N 129-ФЗ.

На основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона. Иных оснований
для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.

Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 и пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из вышеизложенного следует, что обязанность по представлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе о месте его нахождения) возложена вышеназванным Законом на заявителя при государственной регистрации. Положения Закона N 129-ФЗ не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность указанных в заявлении сведений. Следовательно, недостоверность представленных сведений о местонахождении Общества и его исполнительного органа, о чем указывается заявителем жалобы, не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.

Местонахождение вновь созданного юридического лица согласно учредительным документам и заявления директора Общества изменилось по сравнению с преобразованными (город Новосибирск, улица Красина, дом 54, кв. (офис) 216).

В заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации от 10.07.2009, направленного в регистрирующий орган директором ООО “Альфа“ - Коростылевым С.В. подтверждается, что указанные в нем сведения являются достоверными.

При таких обстоятельствах арбитражные суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации ООО “Альфа“ и признания недействительной государственной регистрации данного юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.

Арбитражными судами дана правовая
оценка доводам заявителя об отсутствии Общества и его исполнительного органа (директора) по адресу, указанному в учредительных документах и в заявлении директора Общества: г. Новосибирск, ул. Красина, 54, кв. (офис) 216.

Суд кассационной инстанции считает, что при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих несоответствие государственной регистрации ООО “Альфа“, созданного путем реорганизации в форме слияния юридических лиц нормам действующего законодательства и нарушением данной государственной регистрацией прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отказ арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска о признании недействительной государственной регистрации ООО “Альфа“, созданного путем реорганизации в форме слияния, за основным государственным регистрационным номером 1082721006235, оставленный без изменения судом апелляционной инстанции, является правомерным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и исследованных доказательств дела, которые были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, и оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций и влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.07.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8052/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу
со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.НОВОСЕЛОВ

Судьи

В.П.БОГАТЫРЕВ

В.И.ИЛЬИН