Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2010 по делу N А27-12105/2009 Организация обоснованно привлечена к административной ответственности за неприменение ККМ, так как материалами дела установлено, что при осуществлении денежных расчетов с населением не был выдан кассовый чек и данная организация не является плательщиком ЕНВД в отношении данного вида деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2010 г. по делу N А27-12105/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.,

судей Отческой Т.И., Цыгановой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Монблан-Сибирь“ на постановление от 05.10.2009 (судьи Залевская Е.А., Жданова Л.И., Кулеш Т.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12105/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Монблан-Сибирь“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью
“Монблан-Сибирь“ (далее - ООО “Монблан-Сибирь“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово (далее - инспекция) об отмене постановления от 14.07.2009 N 184/опрв о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решением от 07.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области постановление инспекции от 14.07.2009 N 184/опрв признано незаконным и отменено.

Постановлением от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ООО “Монблан-Сибирь“ требований отказано.

В кассационной жалобе ООО “Монблан-Сибирь“, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставить в силе решение от 07.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области или принять новый судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами Седьмого арбитражного апелляционного суда, просит оставить обжалуемый ООО “Монблан-Сибирь“ судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ООО “Монблан-Сибирь“ и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, проведенной инспекцией проверкой соблюдения ООО “Монблан-Сибирь“ Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) установлено, что ООО “Монблан-Сибирь“
был заключен договор купли-продажи от 16.05.2009 N 68 со Смолиным Е.А. на изготовление, монтаж и установку алюминиевой конструкции (балкона). При заключении данного договора менеджером ООО “Монблан-Сибирь“ Ущека Л.А. от Смолина Е.А. приняты наличные деньги в сумме 33 590 руб. и выписана справка N 00022 с печатью названного общества о получении наличных денежных средств.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ имеет дату 21.11.1996, а не 22.11.1996.

По результатам проверки составлены акты от 23.06.2009 N 65/опрв и N 131, в которых сделан вывод о нарушении ООО “Монблан-Сибирь“ пункта 1 статьи 2, статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ пунктов 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, а также пункта 3 статьи 1, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“.

На основании актов от 23.06.2009 N 65/опрв и N 131 уполномоченными должностными лицами инспекции составлены протоколы от 06.07.2009 N 184/опрв и N 183/ккм, вынесено постановление от 14.07.2009 N 184/опрв о привлечении ООО “Монблан-Сибирь“ к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.5, 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40000 руб., назначенного в пределах минимальной санкции, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с выводами инспекции, ООО “Монблан-Сибирь“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене упомянутого постановления инспекции.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке
всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Принимая решение о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 14.07.2009 N 184/опрв, суд первой инстанции исходил из того, что при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что представленными инспекцией письменным доказательствами подтверждаются и ООО “Монблан-Сибирь“ не опровергаются факты получения менеджером Ущека Л.А. от Смолина Е.А. наличных денежных средств в сумме 33 590 руб. без применения контрольно-кассовой машины и неоприходования в кассу этой денежной наличности.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы ООО “Монблан-Сибирь“ об отсутствии вины юридического лица в совершении инкриминируемых ему административных правонарушениях и существенном нарушении инспекцией процедуры привлечения его к административной ответственности были всесторонне исследованы и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.

С 21.07.2009 в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 162-ФЗ “О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Поскольку ООО “Монблан-Сибирь“ в отношении охваченного проверкой вида деятельности не является плательщиком ЕНВД, данная правовая норма не подлежит применению в рассматриваемых правоотношениях.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В связи с этим государственная пошлина в сумме 1000 руб., уплаченная ООО “Монблан-Сибирь“ за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению N 230 от 02.11.2009, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из средств Федерального бюджета.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 05.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу N А27-12105/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО “Монблан-Сибирь“ государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.ИЛЬИН

Судьи

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Е.М.ЦЫГАНОВА