Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2010 по делу N А67-4153/2009 Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. по делу N А67-4153/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.,

судей Отческой Т.И., Цыгановой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю на решение от 03.08.2009 (судья Кузнецов А.С.) Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.10.2009 (судьи Шатохина Е.Г., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4153/2009 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к
обществу с ограниченной ответственностью “Гел Фильтр Сибирь“, при участии третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю, о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Гел Фильтр Сибирь“ (далее - ООО “Гел Фильтр Сибирь“) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Гел Фильтр Сибирь“, произведенной на основании решения от 19.02.2009 N Р 2802 А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю (далее - регистрирующий орган).

Решением от 03.08.2009 Арбитражного суда Томской области заявленные инспекцией требования удовлетворены.

Постановлением от 08.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных инспекцией требований.

По мнению регистрирующего органа, государственная регистрация изменений является законной, поскольку ООО “Гел Фильтр Сибирь“ представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации), следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы данного юридического лица.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы регистрирующего органа и считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим
основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “Гел Фильтр Сибирь“, зарегистрированное в качестве юридического лица и состоявшее на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, 12.02.2009 обратилось с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, в том числе о смене местонахождения на г. Томск, ул. Гагарина, д. 11.

Регистрирующим органом принято решение от 19.02.2009 N Р 2802 А о государственной регистрации за государственным номером 2092468105332 от 19.02.2009 изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В соответствии со статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации регистрационное дело ООО “Гел Фильтр Сибирь“ передано в инспекцию.

При проведении проверки достоверности места нахождения ООО “Гел Фильтр Сибирь“ инспекция пришла к выводу, что по указанному в учредительных документах адресу названное общество не находится.

Этот вывод инспекции послужил основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации за государственным номером 2092468105332 от 19.02.2009 изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Гел Фильтр Сибирь“.

Принимая решение об удовлетворении заявленных инспекцией требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО “Гел Фильтр Сибирь“ в части изменения его места нахождения осуществлена по документам, содержащим заведомо ложные сведения о месте нахождения данного общества, что повлекло принятие регистрирующим органом оспариваемого ненормативного правового акта о внесении в ЕГРЮЛ ложных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Обжалуемые судебные акты основаны на неправильном применении норм материального права.

В
соответствии с частями 2, 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Из содержания части 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Упомянутые документы ООО “Гел Фильтр Сибирь“ были представлены регистрирующему
органу.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона. Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

Принимая во внимание, что выводы двух судебных инстанций противоречат упомянутым нормам материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления инспекции.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.08.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.10.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4153/2009 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску отказать.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.ИЛЬИН

Судьи

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Е.М.ЦЫГАНОВА