Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А23-6330/09А-12-296 По делу о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления и обязании зарегистрировать право собственности на данный объект.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2010 г. по делу N А23-6330/09А-12-296

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Дорошковой А.Г., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1500/2010) открытого акционерного общества “Калугаоблгаз“

на решение Арбитражного суда Калужской области

от 24.02.2010 по делу N А23-6330/09А-12-296 (судья Дорошина А.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества “Калугаоблгаз“

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области Кировскому отделу,

о признании незаконным сообщения от 14.12.2009 N 09/015/2009-277 об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод
высокого давления - зона газификации N 2, расположенный в Калужской области, Кировском районе, г. Киров, и обязании зарегистрировать право собственности на данный объект,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: открытого акционерного общества “Калугаоблгаз“ - Трофимова М.В., юрисконсульт, доверенность от 29.12.2009 N 2;

от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области Кировского отдела - Орлова Ю.В., главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность от 11.12.2009 N 114,

установил:

открытое акционерное общество “Калугаоблгаз“ (далее - ОАО “Калугаоблгаз“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области (далее - Управление, УФРС по Калужской области) о признании незаконным сообщения от 14.12.2009 N 09/015/2009-277 об отказе в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления - зона газификации N 2, расположенный в Калужской области, Кировском районе, г. Киров, и обязании зарегистрировать право собственности на данный объект.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.02.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 24.07.2009 Общество обратилось в УФРС по Калужской области, Кировский отдел с заявлением о государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления - зона газификации N 2,
расположенный в Калужской области, Кировском районе, г. Киров (т. 3, л. 31).

При этом к указанному заявлению ОАО “Калугаоблгаз“ приложены платежное поручение об уплате госпошлины, доверенность, 11 актов о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, план приватизации государственного предприятия “Калугаоблгаз“, кадастровый паспорт сооружения от 10.07.2009, письмо ОАО “Калугаоблгаз“ от 20.11.2008 N 2299, распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Калужской области от 27.01.1997 N 36-р, справка, выданная Кировским филиалом КП “БТИ“ Калужской области от 08.06.2009 N 2081, строительный паспорт от 11.12.1996, строительный паспорт подземного газопровода высокого давления от 25.10.1995, строительный паспорт подземного газопровода высокого и низкого давления от 25.11.2003.

Заявление с приложенными к нему документами Управлением приняты, что подтверждается распиской в получении документов (т. 3, л. 1 - 2).

31.07.2009 УФРС по Калужской области, Кировский отдел направило в адрес Общества уведомление N 09/015/2009-277 о приостановлении государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления на срок до 30.09.2009, поскольку ОАО “Калугаоблгаз“ не представлены разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта по форме, соответствующей требованиям действующего законодательства, а также документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство данного объекта (т. 1, л. 18 - 19).

На основании заявления Общества от 20.08.2009 государственная регистрация вновь была приостановлена на срок до 24.11.2009, о чем свидетельствует уведомление от 24.08.2009 N 09/017/2009-414 (т. 1, л. 17).

В связи с непредставлением в установленный срок документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав, сообщением от 14.12.2009 N 09/015/2009-277 Управление на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ) отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления - зона газификации N 2, расположенный в Калужской области, Кировском районе, г. Киров (т. 1, л. 16).

При этом сообщение УФРС по Калужской области, Кировского отдела мотивировано тем, что согласно ч. 2 ст. 51, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости имущества являются разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по форме, соответствующей требованиям действующего законодательства, а также документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство данного объекта. Однако Обществом названные документы не были представлены.

Ссылаясь на то, что Управление незаконно отказало в государственной регистрации права собственности на газопровод высокого давления, ОАО “Калугаоблгаз“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.

Так, согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей
2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу части 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

- свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В статье 18 Закона N 122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые
на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

В силу п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 “О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов“, раздела 4 Строительных норм и правил “Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения“ (СНиП 3.01.04-87), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84, акт государственной приемочной комиссии от 31.05.2004 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта является основанием для государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости.

Кроме того, по смыслу положений ч. 1 ст. 218, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество приобретается создавшим его лицом при условии, если оно возведено на отведенном ему для этих целей земельном участке, с получением необходимых разрешений и с соблюдением градостроительных норм и правил.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Указанной статьей (в редакции, действовавшей в период строительства газопровода) предусматривалась передача земельных участков в постоянное или временное пользование организациям для выполнения работ по строительству и ремонту объектов системы газоснабжения.

Таким образом, в отношении объекта недвижимого имущества - газопровода действовали
общие правила о необходимости оформления прав на соответствующие земельные участки.

Кроме того, положениями Земельного кодекса РСФСР (ред. от 24.12.1993) (ст. ст. 27, 28, 29) и действующего Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 32) (названные Кодексы действовали в период строительства газопровода) предусмотрено, что заинтересованному в предоставлении участка для строительства лицу уполномоченным органом выдается на основании соответствующего заявления лица решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Из анализа указанных норм следует, что для государственной регистрации права недвижимого имущества, в частности, требуются доказательства предоставления в установленном порядке земельного участка для строительства.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающих документов на объект недвижимости - газопровод высокого давления - зона газификации N 2, расположенный в Калужской области, Кировском районе, г. Киров, включающий в себя 11 газопроводов, построенных в период с 1993 по 2003 гг., Обществом представлены 11 актов о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, которые по смыслу вышеуказанных норм являются основанием для государственной регистрации возникновения права собственности на вновь созданный объект недвижимости.

Кроме того, ОАО “Калугаоблгаз“ представило письмо от 20.11.2008 N 2299, из содержания которого следует, что объекты недвижимости - газораспределительные сети высокого давления, расположенные на территории муниципального района “город Киров и Кировский район“, были объединены в единый объект недвижимости - газораспределительные сети высокого давления - зона газификации N 2 (т. 1, л. 21).

Согласно приложению к названному письму в состав объединенного объекта входят 40 отдельных объектов (т. 3, л. 39 - 42), из которых 11 объектов были созданы после приватизации и образования Общества, а остальные объекты приобретены в порядке приватизации, что подтверждается планом приватизации.

Между тем
указанное приложение в Управление заявителем представлено не было, в связи с чем регистрирующий орган был лишен возможности определить, какие части из единого объекта являются вновь созданными, а какие приобретены в процессе приватизации, исходя из плана приватизации.

Кроме того, из представленной в материалы дела расписки в получении документов не усматривается, что ОАО “Калугаоблгаз“ представило в Управление документы, подтверждающие предоставление ему в установленном порядке земельных участков под строительство, а также разрешения на строительство.

Следовательно, Обществом не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности газопровода высокого давления - зона газификации N 2, расположенного в Калужской области, Кировском районе, г. Киров, в связи с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Довод жалобы о том, что Общество представляло в регистрирующий орган документы на земельные участки, однако Управление в устной форме отказало в их принятии, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств обращения ОАО “Калугаоблгаз“ в регистрирующий орган о принятии соответствующих документов на земельные участки материалы дела не содержат.

Ссылка апеллянта на то, что приложение к письму от 20.11.2008 N 2299 Обществом не было представлено в силу того, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 31.07.2009 Управление не указало на необходимость его представления, является несостоятельной.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

Таким образом, заявитель вправе представить в регистрирующий орган любые документы, необходимые, по его мнению, для проведения государственной регистрации права.

Следовательно, Общество
могло представить указанное приложение к письму от 20.11.2008 N 2299 во время приостановления государственной регистрации.

Апелляционная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что Управлением не истребован технический паспорт объекта, в котором подробно описаны все газопроводы, поскольку заявителем в регистрирующий орган был представлен кадастровый паспорт сооружения от 10.07.2009, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов не допускается.

Таким образом, у Управления не было оснований для истребования у Общества названного технического паспорта объекта.

Ссылка заявителя жалобы на Указ Президента РФ от 05.05.1999 N 544 (ред. от 28.11.2003) “Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом “Газпром“ мер по совершенствованию своей структуры“, согласно которому Министерству юстиции Российской Федерации предписано обеспечить регистрацию прав на магистральные газопроводы и другие входящие в Единую систему газоснабжения объекты недвижимости, отклоняется, поскольку действия по регистрации прав на газопроводы должны быть совершены во исполнение названного Указа с соблюдение норм действующего законодательства, в частности, Закона N 122-ФЗ.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ОАО “Калугаоблгаз“ уплатило государственную пошлину в меньшем размере, чем это предусмотрено пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ, вступившего
в силу с 29.01.2010), с ОАО “Калугаоблгаз“ подлежит довзысканию в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 24.02.2010 по делу N А23-6330/09А-12-296 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Калугаоблгаз“ (248018, г. Калуга, пер. Баррикад, 4) в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственный пошлины, недоплаченной при подаче апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

А.Г.ДОРОШКОВА

О.Г.ТУЧКОВА