Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 по делу N А62-7765/2009 По делу о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении обществу земельного участка и обязании уполномоченного органа предоставить обществу земельный участок в собственность или в аренду.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2010 г. по делу N А62-7765/2009

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полынкиной Н.А.,

судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,

при участии:

от заявителя - Фролов В.Ф. - представитель по доверенности б/н от 17.02.2009, паспорт <...>,

ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу ООО финансово-строительная компания “Веж“ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29 октября 2009 года по делу N А62-7765/2009 (судья Алмаев Р.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью финансово-строительная компания “Веж“ (далее - ООО ФСК “Веж“) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании
незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) от 31.07.2009 исх. N 16304/08 (вх. 1703 от 31.07.2009) о предоставлении обществу в собственность или аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3, на аукционе и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области устранить нарушенные права и законные интересы общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3.

До рассмотрения заявленных требований по существу заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконным отказ Департамента от 31.07.2009 N 16304/08 в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3, и обязать Департамент предоставить обществу земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенный по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3, в собственность или в аренду.

Принятым по делу решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2009 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением, ООО ФСК “Веж“ обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права. В частности, заявитель указывает, что администрация г. Смоленска, предварительно согласовав ООО ФСК “Веж“ место размещения квартала застройки и поручив разработать проект застройки, гарантировала предоставление заявителю указанного земельного участка для строительства. Заявитель подчеркивает, что с момента вынесения постановления
о предварительном согласовании места размещения объекта им был выполнен комплекс проектных работ и работ по освоению спорного земельного участка. Заявитель считает, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в аренду посредством проведения открытого аукциона, поскольку исключительным правом на получение данного земельного участка в аренду обладает только заявитель как лицо, наделенное полномочиями застройщика земельного участка площадью 15 180 кв. м, в состав которого входит и спорный участок, а также лицо, обладающее правом собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области от 29.10.2009 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Смоленска от 28.08.2002 N 1895 (в редакции постановления главы города Смоленска от 03.08.2005 N 2171) ООО ФСК “Веж“ было предварительно согласовано место размещения квартала многоэтажной жилой застройки на земельном участке площадью 15 180 кв. м, расположенном в городе Смоленске, в границах улиц Нормандии-Неман - Зои Космодемьянской - Циолковского.

Постановлением главы города Смоленска от 26.04.2006 N 1153 обществу был предоставлен из земель, отнесенных к категории земель поселений, в аренду земельный участок площадью 5 500 кв. м в районе улиц Нормандии-Неман - Зои Космодемьянской для строительства 1-й очереди многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения.

Во исполнение данного постановления между муниципальным образованием город Смоленск и обществом был заключен договор аренды N 6098 от 07.09.2006 земельного участка площадью 5
500 кв. м с кадастровым номером 67:27:0000000:0104, категория земель - земли поселений, расположенного по адресу: г. Смоленск, в районе улиц Нормандии-Неман - Зои Космодемьянской, для строительства 1-й очереди многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (л.д. 15 - 17).

08.07.2009 общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3, в собственность или в аренду.

Письмом от 31.07.2009 N 16304/08 Управление отказало заявителю в предоставлении в собственность или в аренду земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020514:15, площадью 255 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пер. Циолковского, 3, указав, что срок действия постановления главы администрации города Смоленска от 28.08.2002 N 1895 (в редакции постановления главы города Смоленска от 03.08.2005 N 2171) о предварительном согласовании места размещения квартала многоэтажной жилой застройки на земельном участке площадью 15 180 кв. м, расположенном в городе Смоленске, в границах улиц Нормандии-Неман - Зои Космодемьянской - Циолковского, истек. Кроме того, Департамент также указал что, предоставление обществу в собственность либо в аренду испрашиваемого земельного участка возможно лишь на аукционах (л.д. 8).

Заявитель, полагая, что такой отказ Департамента нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что трехлетний срок действия постановления главы администрации города Смоленска от 28.08.2002 N 1895 (в редакции постановления главы города Смоленска от 03.08.2005 N 2171) “О предварительном согласовании места размещения квартала многоэтажной жилой застройки в границах улиц Нормандии-Неман - Зои Космодемьянской - Циолковского“, являющегося основанием
для последующего принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка для строительства квартала многоэтажной жилой застройки, на момент его обращения в Департамент с письмом от 08.07.2009, вх. 11707/3, истек. Кроме того, в связи со сносом расположенного на спорном земельном участке жилого дома, принадлежащего заявителю на праве собственности, суд пришел к выводу об отсутствии у заявителя оснований, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок.

Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы Арбитражного суда Смоленской области законными и обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы
заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данными решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 упомянутого Кодекса).

Из приведенных норм права следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица последует принятие решения о выделении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка. По смыслу пункта
8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель лишается права требовать предоставления права на земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

После проведения комплекса работ, необходимых для предоставления земельного участка, заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для размещения квартала многоэтажной жилой застройки 08.07.2009.

Как установлено судом первой инстанции и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, с момента принятия главой администрации г. Смоленска постановления от 28.08.2002 N 1895 (в редакции постановления главы администрации г. Смоленска от 03.08.2005 N 2171) “О предварительном согласовании ООО ФСК “Веж“ места размещения квартала многоэтажной жилой застройки в границах улиц Нормандия-Неман - Зои Космодемьянской - Циолковского“ и до обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства письмом от 08.07.2009 прошло более трех лет. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, сроки, предусмотренные статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем пропущены.

Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 “Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности“, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства, в том числе индивидуального, предоставляются без предварительного согласования места размещения
объекта на торгах (аукционах, конкурсах).

Прежний порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (на основании заявления заинтересованных лиц и решения компетентных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов) отменялся со дня вступления данного Федерального закона в силу, а именно с 1 октября 2005 года.

Таким образом, федеральным законодательством установлен достаточный срок, в течение которого заинтересованные лица и компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления имели возможность и должны были завершить все начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов.

С 1 октября 2005 года действует особый порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи. Указанная норма устанавливает порядок предоставления земельных участков исключительно для жилищного строительства и является специальной по отношению к статье 30 Кодекса.

В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции ст. 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“) до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Как установлено судом и следует
из материалов дела, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в виде постановления администрации г. Смоленска от 28.08.2002 N 1895 принято до 01.10.2005, однако трехлетний срок с момента вынесения указанного постановления на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка на праве аренды, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем пропущен. Поскольку целью получения обществом земельного участка в аренду являлось последующее строительство на нем квартала многоэтажной застройки, а установленные императивной нормой Вводного закона предельные сроки предоставления земельных участков в этих целях без проведения аукциона истекли, рассматриваемые правоотношения подлежат регулированию специальной нормой статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель лишился права требовать предоставления ему спорного земельного участка в аренду для жилого строительства на основании его заявления без проведения торгов.

Законодательством не предусмотрена возможность восстановления пресекательных сроков, предусмотренных для реализации права получения в аренду земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов, а также продления сроков действия акта о выборе земельного участка под жилищное строительство и предварительного согласования места размещения предполагаемого строительства. Общество не представило доказательств того, что в пределах действия срока предварительного согласования места размещения объекта оно представляло в департамент документы, необходимые для оформления договора аренды земельного участка.

С учетом изложенного суд сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возложения на департамент обязанности принять в настоящее время решение о предоставлении обществу спорного земельного участка в аренду для жилищного строительства без проведения аукциона.

Кроме того, спорный земельный участок не может быть предоставлен заявителю в аренду и по основаниям, предусмотренным ст. 36
Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, ООО ФСК “Веж“ по договору купли-продажи от 27.03.2004 приобрело у гр. Семеновой Е.Н. жилой дом N 3, расположенный на спорном земельном участке, на который решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15.11.2007 за заявителем было признано право собственности.

Между тем, как следует из справки Смоленского филиала ФГУП “Ростехинвентаризация“ - Федеральное БТИ“ N 3773 Л от 03.03.2008, жилой дом N 3 по ул. Циолковского г. Смоленска на момент вынесения указанного решения Ленинского районного суда г. Смоленска о признании за обществом права собственности на него был полностью снесен согласно акту о сносе дома от 03.06.2005.

Сведений, достоверно подтверждающих нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащего обществу на праве собственности объекта в настоящее время, заявителем не представлено, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о сносе данного объекта с целью организации строительства многоквартирных жилых домов.

Таким образом, в связи со сносом объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя оснований для приобретения прав на земельный участок по основаниям, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что администрация г. Смоленска, предварительно согласовав ООО ФСК “Веж“ место размещения квартала застройки и поручив разработать проект застройки, гарантировала предоставление заявителю указанного земельного участка для строительства.

Из содержания ст. 31 Земельного кодекса РФ следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица последует принятие решения о выделении земельного участка. Однако такое заявление может быть удовлетворено только при условии приложения заявителем пакета предусмотренных законом документов и в установленный законом срок, то есть в течение трех лет с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка. Поскольку в рассматриваемом случае заявителем срок на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства пропущен, в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявитель лишился права требовать от Департамента предоставления права на земельный участок.

В силу изложенного необоснован и довод заявителя жалобы о том, что с момента вынесения постановления о предварительном согласовании места размещения объекта им был выполнен комплекс проектных работ и работ по освоению спорного земельного участка, поскольку основанием принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду является не только выполнение заявителем всего перечня работ по освоению земельного участка и приложение к заявлению о предоставлении земельного участка всех предусмотренных законом документов, но и соблюдение установленного законом пресекательного срока на подачу такого заявления, который в рассматриваемом случае заявителем соблюден не был.

Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в аренду посредством проведения открытого аукциона, поскольку исключительным правом на получение данного земельного участка в аренду обладает только заявитель как лицо, наделенное полномочиями застройщика земельного участка площадью 15 180 кв. м, в состав которого входит и спорный участок, а также лицо, обладающее правом собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, противоречит норме п. 15 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ“. Из содержания указанной нормы следует, что если пресекательные сроки, предусмотренные для реализации права получения в аренду земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов, истекли, законом не предусмотрена возможность их восстановления, а рассматриваемые правоотношения подлежат регулированию специальной нормой статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ООО ФСК “Веж“ и отмены принятого законного и обоснованного решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 29 октября 2009 года по делу N А62-7765/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А.ПОЛЫНКИНА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

О.Г.ТУЧКОВА