Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.07.2010 по делу N А19-10095/10-64 Суд удовлетворил заявление о признании недействительным постановления об утверждении проекта границ земельных участков, поскольку администрация муниципального района вышла за пределы предоставленных ей полномочий, утвердив проект границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2010 г. по делу N А19-10095/10-64

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Репиным С.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области

к Администрации Иркутского района

3-е лицо - Прибайкальский национальный парк

о признании недействительным постановления от 29.09.2006 г. N 4542,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Безбородов И.С. (представитель по доверенности от 08.06.2010 г. N ПФ-11/7219, паспорт)

от ответчика - Иванова А.В. (представитель по доверенности от 25.02.2010 г. N 444, удостоверение)

от третьего лица - Игнатьев А.В. (представитель по доверенности, паспорт),

установил:

Территориальное управление
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Иркутского района о признании недействительными постановления Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельных участков; постановления Главы Иркутского района от 29.09.06 г. N 4830.

28.06.2010 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 01.07.2010 г. 15 час. 30 мин.

01.07.2010 г. в 15 час. 30 мин. судебное заседание продолжено. После перерыва в судебном заседании участвуют те же представители сторон.

Заявитель уточнил требования и просит суд признать недействительным постановление Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельного участка, в редакции постановления от 12.10.2006 г. N 4830.

Уточнения судом приняты.

Администрация представила суду ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью “Юнитэк“.

Суд, выслушав мнение заявителя и третьего лица, возражавших против заявленного ходатайства, считает, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Вместе с тем, Администрация не представила суду доказательств того, что права и законные интересы ООО “Юнитэк“ могут быть нарушены в связи с
принятием оспариваемого ненормативного акта.

При таких обстоятельствах суд полагает, что судебный акт, который будет принят по настоящему делу, не может затронуть права и законные интересы ООО “Юнитэк“ и повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.

Представитель третьего лица представил письменный отзыв, в котором поддержал заявленные требования Управления.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Как видно из представленных материалов дела, в адрес Управления поступило письмо от ООО “Юнитэк“, к которому было приложено постановление Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельных участков, образованных в результате деления земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0020, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование площадью 1 329 460 000 кв.м - земли особо охраняемых территорий и объектов, национальный парк.

Письмом от 18.03.2010 г. N НД-13/3217 Управление просило ответчика в досудебном порядке отменить постановление Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542, однако ответ на указанное обращение получен не был.

Заявитель, полагая, что оспариваемое постановление от 29.09.2006 г. N 4542 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Российской Федерации как собственника, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Суд считает, что требование Управления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2, 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из представленных материалов дела, заявителем оспаривается постановление Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельных участков (в редакции постановления от
12.10.2006 г. N 4830), образованных в результате деления земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0020, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование площадью 1 329 460 000 кв.м - земли особо охраняемых территорий и объектов, национальный парк:

- площадью 1 329 347 653 кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, юго-восточная часть района, прибрежная к озеру Байкал;

- площадью 112 347 кв.м, из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 56 км Байкальского тракта, 368 квартал Большереченского лесничества, ООО “Юнитэк“.

В письменном отзыве ответчик указал, что оспариваемое постановление от 29.09.2006 г. N 4542 (в редакции постановления от 12.10.2006 г. N 4830) нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку спорный земельный участок не был отчужден Администрацией, следовательно, не выбыл из владения собственника; оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству, поскольку принят в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, прямо предусматривающей обязанность органов местного самоуправления по утверждению проекта границ земельного участка, Администрация при издании указанного акта не вышла за пределы своих полномочий; в силу пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства; границы спорных земельных участков согласованы землепользователем - ФГУ “Прибайкальский национальный парк“; Администрация не была обязана проводить согласование границ спорных участков с Управлением при издании оспариваемого постановления; Администрация не проводила работы по межеванию земельного участка и не являлась заказчиком таких работ; в соответствии с п. 18.5 Методических
рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром от 17.02.2003 г., включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами; землеустроительное дело по межеванию земельного участка утверждено не Администрацией, а Управлением Роснедвижимости по Иркутской области, в связи с чем отмена оспариваемого постановления не будет являться основанием к признанию недействительными межевых работ и не восстановит права и законные интересы заявителя.

Суд считает, что доводы Администрации о законности оспариваемого постановления, изложенные в отзыве, являются несостоятельными в связи со следующим.

Постановлением Совета Министров РСФРС от 13.02.1986 г. N 71 в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал и создания условий для развития организованного отдыха трудящихся в этой зоне было принято предложение Иркутского облисполкома, согласованное с Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству, Госпланом РСФСР, Госагропромом РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством финансов РСФСР, Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР и Главохотой РСФСР, о создании Прибайкальского национального парка Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства “Байкал“, Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.

Согласно кадастровому плану от 24.11.2006 г. N 44/06-10-667 земельный участок с кадастровым номером 38:36020106:00309 образован в результате деления земельного участка с кадастровым номером 38:06:0:0020 и является землей особо охраняемых территорий, разрешенное использование (назначение) - национальный парк.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что земельный участок, границы которого утверждены оспариваемым постановлением от 29.09.2006 г. N 4542 (в
редакции постановления от 12.10.2006 г. N 4830), расположен в границах территории, включенной в состав Прибайкальского национального парка согласно Постановлению СМ РСФСР N 71 от 13.02.1986 г.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В соответствии с п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в
границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (п. 6 ст. 95 ЗК РФ)

Согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, земли ГУ “Прибайкальский национальный парк“ федеральным законом отнесены к землям федеральной собственности, в связи с чем, Администрация не имела полномочий по распоряжению спорным земельным участком.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 2 ч. 1
ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

В соответствии с п. 1. ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Администрация Иркутского района не относится к органам государственной власти, уполномоченным осуществлять распорядительные функции относительно земельного участка, от имени Российской Федерации.

Оспариваемое постановление издано в рамках ст. 34 ЗК РФ, однако, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего кодекса.

По мнению суда, поскольку пункт 1 оспариваемого постановления утверждается проект границ в связи с корректировкой уже существующего земельного участка, следовательно, в настоящем случае должны применяться нормы о территориальном землеустройстве.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ (далее - Закон) землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Объектами землеустройства являются, в том числе и земельные участки.

Согласно статье 3 указанного Закона в случаях изменения границ объектов землеустройства землеустройство проводится в обязательном порядке.

В силу пункта 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г., при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.

Согласно абз. 2 п. 7.1 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 г., при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков).

В соответствии с п. п. 7.10 и 7.11 названных Рекомендаций проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке. Согласования представляются в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями. Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными или лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Управление проект границ земельного участка не утверждало, не согласовывало и кого-либо не уполномочивало на такое утверждение.

Следовательно, Администрация Иркутского района вышла за пределы предоставленных ей законодательством полномочий, поскольку утвердило проект границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, без ведома и без согласования Управления.

Учитывая п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, муниципальное образование может распорядиться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Поскольку спорный земельный участок, в силу изложенных выше норм и представленных в материалы дела доказательств, является федеральной собственностью, арбитражный суд приходит к выводу, что Администрация Иркутского района, принимая оспариваемое постановление, вышла за пределы своих полномочий, распорядившись данным участком, и, соответственно, вынесенное постановление нарушает права и законные интересы Российской Федерации, как собственника указанного земельного участка.

Доказательств обратного ответчиком, как требуют положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в соответствии с которой для признания решения незаконным необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закон у или иному нормативному правовому акту; нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности), в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Российской Федерацией доказан факт нарушения ее прав и законных интересов постановлением Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельного участка, в редакции постановления от 12.10.2006 г. N 4830. В ходе судебного разбирательства установлен факт, что оспариваемое постановление принято с нарушением норм действующего законодательства, заявленные требования о признании недействительным указанного постановления подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области удовлетворить.

Признать недействительным постановление Главы Иркутского района от 29.09.2006 г. N 4542 об утверждении проекта границ земельного участка, в редакции постановления от 12.10.2006 г. N 4830, как несоответствующее Федеральному закону от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“, ст. 29 Земельного кодекса РФ.

Обязать Администрацию Иркутского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

С.А.РЕПИН