Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А19-13807/2009 По делу о взыскании расходов, понесенных в связи с перевозкой в пригородном сообщении по единым социальным билетам граждан, включенных в областной регистр в качестве получателей социальных услуг.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2010 г. по делу N А19-13807/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 года

В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Капустиной Л.В.,

судей Клочковой Н.В., Скажутиной Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Белокриницкой А.С.,

рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2010 года по делу N А19-13807/2009 по иску индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о
взыскании 133 858 руб. (суд первой инстанции: судья Архипенко А.А.),

установил:

индивидуальный предприниматель Фомин Геннадий Дмитриевич (далее - ИП Фомин Г.Д., истец) обратился в арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Минсоцразвития, ответчик) о взыскании 133 858 руб., составляющих сумму расходов, понесенных им в период с сентября по декабрь 2008 года в связи с перевозкой в пригородном сообщении по единым социальным билетам граждан, включенных в областной регистр в качестве получателей социальных услуг.

Определением арбитражного суда от 28.12.2009 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области (далее - Минфин Иркутской области).

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации 31 016 руб., с Иркутской области в лице Минфина Иркутской области 102 842 руб.

Минфин Иркутской области на иск возражал, ссылаясь на то, что главным распорядителем средств областного бюджета в области социального развития, опеки и попечительства является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, полагал расходы истца документально не подтвержденными, указал на то, что Министерство финансов Иркутской области, являясь органом исполнительной власти со специальной компетенцией, не может выступать в суде, а также нести бремя ответственности от имени Правительства Иркутской области.

Представитель Минфина Российской Федерации - Управление Федерального казначейства по Иркутской области на иск возражало, полагало сумму исковых требований необоснованной.

Минсоцразвития Иркутской области на иск возражало, полагая расчет суммы иска неверным.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2010 исковые
требования удовлетворены частично, в пользу ИП Фомина Г.Д. взыскано: с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации 31 016 руб. убытков, 967,84 руб. возмещения расходов на госпошлину, с Иркутской области в лице Минфина Иркутской области 102 842 руб. убытков, 3 209,15 руб. возмещения расходов на госпошлину, в иске к Минсоцразвития Иркутской области отказано.

С апелляционной жалобой обратился Минфин Иркутской области, просил решение суда, как незаконное и необоснованное, отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции, указал, что истцом не представлены первичные документы, подтверждающие размер понесенных расходов.

Истец представил письменные возражения на апелляционную жалобу. Считая решение законным, просил оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

От Минфина Российской Федерации и Минсоцразвития Иркутской области отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.

Стороны о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило. При таком положении, в силу части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание истца, представителей ответчиков не препятствовала рассмотрению дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 “Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности
услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации“, Администрацией Иркутской области принято постановление от 20.03.2008 N 57-па, которым утвержден Порядок возмещения расходов перевозчиков, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.

Во исполнение указанных выше Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 и постановления Администрации Иркутской области от 20.03.2008 N 57-па между Департаментом социальной защиты населения Иркутской области (в настоящее время - Министерство социального развития Иркутской области) и ИП Фоминым Г.Д. (перевозчик) 21.03.2008 был заключен договор о возмещении расходов перевозчиков, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области.

Согласно условиям договора и положениям постановления от 20.03.2008 N 57-па выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов подлежали компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области.

Для возмещения расходов перевозчики должны были на основании пункта 3 “Порядка возмещения расходов перевозчиков, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области“ не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представить в территориальные подразделения Департамента социальной защиты населения по месту жительства получателя мер социальной поддержки следующие документы: реестры учета
реализованных единых социальных проездных билетов; расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом стоимости месячного проездного билета (далее - стоимости месячного проездного билета) и количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.

Отказ Департамента социальной защиты населения Иркутской области осуществить возмещение расходов истца на оказание гражданам льготных транспортных услуг в предъявленных истцом размерах послужил основанием для обращения в суд с иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из правомерности заявленных требований по праву и размеру.

Выводы арбитражного суда, на которых основан обжалованный судебный акт, правильные.

Так, согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, осуществленная в интересах Российской Федерации, как реализация мер
социальной поддержки федеральных льготников финансируется из расходов федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год“, абзацами 3, 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заявитель апелляционной не привел доводов своего несогласия с решением арбитражного суда в части взыскания убытков с Российской Федерации, а суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований не согласиться с выводами арбитражного суда об обоснованности требований ИП Фомина Г.Д. к Российской Федерации и оснований для отмены обжалованного судебного акта в указанной части.

В соответствии с пунктом 2.1.2 договора от 21.03.2008, заключенного между истцом и Департаментом социальной защиты населения Иркутской области в соответствии с требованиями постановления Администрации Иркутской области от 20.03.2008 N 57-па стороны определили документы, подлежащие представлению перевозчиком для возмещения его расходов в связи с предоставлением льготного проезда в Иркутской области для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области, а именно: реестры учета реализованных единых социальных проездных билетов (отдельно по федеральному и областному регистрам) и (или) реестры учета единых социальных проездных билетов, выданных инвалидам I группы, детям-инвалидам для сопровождающих их лиц, подписанные руководителем и главным бухгалтером “Предприятия“, заверенные его печатью; расчет суммы расходов перевозчика, произведенный с учетом стоимости месячного проездного билета (далее - стоимости месячного проездного билета) и количества реализованных (выданных) единых социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, согласованный со службой по тарифам Иркутской области и департаментом жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области; расчет суммы расходов перевозчика, произведенный с учетом стоимости месячного
проездного билета, и количества реализованных единых социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Иркутской области, согласованный со службой по тарифам Иркутской области и департаментом жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи Иркутской области; акт сверки реестра учета реализованных единых социальных проездных билетов в течение соответствующего периода 2008 года гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, и (или) акт сверки реестра учета единых социальных проездных билетов, выданных инвалидам I группы, детям-инвалидам для сопровождающих их лиц в течение соответствующего периода 2008 года; акт сверки реестра учета реализованных единых социальных проездных билетов в течение соответствующего периода 2008 года гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Иркутской области; счета-фактуры на оплату услуг перевозчиков.

Документами в деле подтверждено, что выше названные документы на отыскиваемую от Иркутской области денежную сумму за перевозку ветеранов труда и реабилитированных лиц представлены в установленном порядке. При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований к Иркутской области.

Апелляционный довод о том, что порядок возмещения расходов, установленный постановлением N 57-па от 20.03.2008 изменен постановлением Правительства Иркутской области N 119-пп от 18.12.2008 был исследован и правомерно судом отклонен.

В данном случае распространение действия постановления Правительства Иркутской области N 119-пп от 18.12.2008, изменившего порядок документального оформления расходов, понесенных перевозчиками на предоставление гражданам льготного проезда с 01.07.2008, является неправомерным и противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие,
возможность распространения действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие, допускается только в случаях прямо предусмотренных законом. Постановление Правительства Иркутской области от 27.01.2009 N 9-пп, согласно которому действие постановления Правительства от 18.12.2008 N 119-пп было распространено на правоотношения, возникшие с 01.07.2008, являются подзаконными нормативными актами, а не законами. Действующим законодательством не предусмотрена возможность распространения действия подзаконных актов на правоотношения, возникшие до введения их в действие.

При таких обстоятельствах, постановление Правительства Иркутской области от 27.01.2009 N 9-пп не подлежит применению в силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, истец не был извещен об ином порядке документального оформления расходов на предоставление гражданам льготного проезда за период с 01.07.2008, чем тот, который стороны определили в договоре.

Поскольку, согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления N 23 от 22.06.2006 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образование обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, по статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, а в деле нет доказательств наличия у Минсоцразвития Иркутской области представлять интересы публично-правового образования, то суд первой инстанции правомерно взыскал с Минфина Иркутской области истцу возмещение убытков в размере 102 842 руб.

Арбитражный суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал материалы дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном
акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.

Следовательно, оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2010 не имеется.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2010 года по делу N А19-13807/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Л.В.КАПУСТИНА

Судьи

Н.В.КЛОЧКОВА

Е.Н.СКАЖУТИНА