Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 по делу N А19-177/2010 По делу о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. по делу N А19-177/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2010 года по делу N А19-177/2010, по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании незаконным распоряжения Правительства Иркутской N 336/144-рп от 09.12.2009, принятое судьей Куклиной Л.А.,

при участии:

от заявителя: Мартыновой А.А., представителя по доверенности от 27.05.2009;
Кузнецова Д.В., предприниматель;

от заинтересованного лица: Курбатова К.А., представителя по доверенности от 15.10.2009;

установил:

Заявитель, индивидуальный предприниматель Кузнецов Денис Владимирович, обратился с требованием о признании незаконным распоряжения Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009 “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“.

Решением суда первой инстанции от 24 марта 2010 требования заявителя удовлетворены.

Суд первой инстанции признал незаконным распоряжение Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009 “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Ссылка Администрации на необходимость сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям, указанные в качестве оснований для принятия оспариваемого распоряжения не нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

В этой связи, суд пришел к выводу, что работа по заявлению Кузнецова Д.В. по уточнению и сбору всей необходимой информации для принятия обоснованного решения в нарушение действующего законодательства проведена не в полном объеме, недостаточно исследованы все документы и обстоятельства по заявлению Кузнецова Д.В., вывод о нецелесообразности включения земельного участка в границы села Хомутово и изменении вида разрешенного использования - “для жилищного строительства“ Правительством Иркутской области сделан с учетом мнения лишь одного исполнительного органа государственной власти, не
наделенного соответствующими полномочиями по подготовке и принятию решений в сфере земельных отношений.

А поэтому, суд полагает, что при таких обстоятельствах у Правительства Иркутской области не имелось правовых оснований для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово по указанным в оспариваемом распоряжении основаниям. В связи с чем распоряжение Правительства Иркутской области N 336/144-рп от 09.12.2009 “Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границу села Хомутово“ следует признать незаконным, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008-2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд, а также нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, подготовка проекта распоряжения и его согласование производится в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в администрации Иркутской области и иных исполнительных органах государственной власти Иркутской области, утвержденной постановлением Губернатора Иркутской области N 170-п от 28.04.2007.

Из представленной ответчиком копии оспариваемого распоряжения усматривается, что проект распоряжения был подготовлен заместителем руководителя Агентства имущественных отношений Иркутской области Кладовым С.В. 03.09.2009. Однако с Министром экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Пашковым В.И. данный проект был согласован 10.07.2009, с Министром сельского хозяйства Иркутской области Бажановым Ю.С. - 20.07.2009, с Министром жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Канухиным Е.П. - 31.07.2009, то есть ранее даты подготовки самого проекта. Данное обстоятельство подтверждается вторым листом согласований к распоряжению Правительства Иркутской области и свидетельствует о
нарушении выше названной инструкции.

Довод ответчика о том, что в соответствии со ст. 7, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами, суд находит несостоятельным и не может принять во внимание, поскольку земельный участок, принадлежащий заявителю, не относится к ценным землям сельскохозяйственного назначения, так как не соответствует ни одному критерию, установленному в ч. 1 ст. 10 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области“ от 07.10.2008 N 69-оз.

Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.

По мнению Правительства Иркутской области, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе был принять решение об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером 38:06:100801:589 в границу села Хомутово с указанием причин такого отказа во исполнение части 21 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, в соответствии с которой отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 указанной статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа. То есть, Правительство Иркутской области, исходя из названной нормы, может отказать по любой
причине, которая должна быть указана в распоряжении Правительства Иркутской области об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта. В распоряжении Правительства Иркутской области N 336/144-рп указана причина отказа - необходимость сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, учитывая высокий уровень износа основных фондов (теплоисточников, объектов инженерной инфраструктуры), а также отсутствие резерва мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям.

Как полагает Правительство Иркутской области, судом первой инстанции не в полной мере оценены доводы Правительства Иркутской области о том, что Правительство Иркутской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе было принять оспариваемое распоряжение Правительства N 336/144-пп, данное решение входит в компетенцию Правительства Иркутской области и соответствует законодательству.

Представитель предпринимателя в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился указав на законность и обоснованность данного решения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о
признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указал суд первой инстанции, оспариваемое постановление Администрации от 09 декабря 2009 года нарушает права и законные интересы собственника земельного участка на использование его в соответствии с потребностями собственника и несоответствием данного постановления нормам указанного законодательства.

Согласно материалам дела, предприниматель владеет указанным земельным участком, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: крестьянско-фермерское хозяйство, на праве собственности.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта,
либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

При этом, согласно ч. 1 ст. 4.1 названного Закона до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Согласно ст. 4.1 названного Закона, установлен следующий порядок принятия решений по вопросу о включения земельного участка в границу населенного пункта и одновременном изменении разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления, 07.11.2008 г.:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.

В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида
разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами.

Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.

Отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

Как следует из материалов дела, Главой Хомутовского муниципального образования дано 27 января 2009 года дано Заключение “О возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта“, дано положительное заключение о включении земельного участка предпринимателя в границы поселения с. Хомутово и изменение вида разрешенного использования “для жилищного строительства“.

Между тем, давая отказ по заявлению предпринимателя от 07.11.2008 года, Администрация (т. 1, л.д.
12) исходила из наличия необходимости сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, а также сослалась на высокий уровень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и отсутствие резервных мощностей для подключения новых потребителей к энергосетям.

Основания указанные в отказе не соответствуют основаниям указанным в ч. 19 и ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, согласно которым Администрация вправе либо может отказать в удовлетворении требования предпринимателя о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования включаемых в границы населенного пункта земельного участка.

Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ст. 65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 19 ст. 4.1 названного Закона установлено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:

1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;

3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.

Частью 19 ст. 4.1 названного Закона установлено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:

1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;

2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Доказательства о том, что у Администрации при принятии оспариваемого отказа имелись основания поименованные в ч. 19 и ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“, административным органом не представлено.

Администрацией также не представлено доказательств о необходимости сохранения целевого назначения земель принадлежащих предпринимателю и нецелесообразности их перевода в истребованный вид разрешенного использования.

В связи с указанным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации не соответствует Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“.

Учитывая неправомерность отказа предпринимателю во включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования включаемых в границы населенного пункта земельного участка, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации фактически препятствует предпринимателю участвовать в реализации на территории Иркутского районного муниципального образования в Программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 N 39-304/рд и принятой в пределах ее компетенции, тем самым вступает в противоречия с ее концепцией и целевым назначением.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от “24“ марта 2010 года по делу N А19-177/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи

Д.Н.РЫЛОВ

Т.О.ЛЕШУКОВА