Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А10-5132/2009 По делу о признании бездействия, выразившегося в несогласовании схемы расположения и межевого плана земельного участка, незаконным.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. по делу N А10-5132/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.П. Доржиева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО “Байкальская региональная компания“, на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 февраля 2010 года по делу N А10-5132/2009, по заявлению закрытого акционерного общества “Байкальская региональная компания“ к Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия о признании бездействия, выразившегося в несогласовании схемы
расположения и межевого плана земельного участка незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем согласования схемы расположения и межевого плана земельного участка и издания распоряжения о разделе земельного участка, обязании обеспечить изготовление кадастрового паспорта (плана) земельного участка, принятое судьей Пунцуковой Б.В.,

при участии:

от заявителя, ООО “Байкальская региональная компания“: Шородок В.В., представителя по доверенности от 22.01.2010;

от заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия: Цивилевой Е.Ю., представителя по доверенности от 05.10.2010;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Восточно-Сибирский государственный технологический университет“: Пулеевой Е.С., представителя по доверенности от 30.12.2009;

установил:

Заявитель, Закрытое акционерное общество “Байкальская региональная компания“, обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 47, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия о признании бездействия, выразившегося в несогласовании схемы расположения и межевого плана земельного участка незаконным, обязании устранить допущенные нарушения путем согласования схемы расположения и межевого плана земельного участка и издания распоряжения о разделе земельного участка, обязании обеспечить изготовление кадастрового паспорта (плана) земельного участка.

Решением суда первой инстанции от 11 февраля 2010 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Закрытое акционерное общество “Байкальская региональная компания“ обращалось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по

Республике Бурятия о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ЗАО “Байкальская региональная компания“ земельного участка площадью 0,21 га, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, и обязании ответчика заключить договор купли-продажи указанного
земельного участка (дело N А10-3206/2008).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Восточно-Сибирский государственный технологический университет“.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 января 2009 года заявленные требования удовлетворены. Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 года данные судебные акты в части обязания ТУ Росимущества по Республике Бурятия заключить с ЗАО “Байкальская региональная компания“ договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,21 га, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что при новом рассмотрении дела в этой части суду следует дать оценку законности действий ТУ Росимущества по Республике Бурятия по отказу в заключении договора купли-продажи земельного участка, площадью 0,21 га расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. При этом суду следует учесть положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, имея в виду, что ЗАО “Байкальская региональная компания“ является собственником нежилого здания площадью 18,4 кв. м.

При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.09.2009 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на Федеральное агентство по
управлению государственным имуществом.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2009 года по делу А10-3206/2008, оставленным постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 без изменения, в удовлетворении заявленных требований в части обязания ответчика заключить с ЗАО “Байкальская региональная компания“ договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,21 га, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В отказано. В обоснование указано, что ЗАО “Байкальская региональная компания“ и ответчиком не была выполнена процедура, предшествующая заключению договора-купли продажи земельного участка, а именно: не были утверждены границы земельного участка, не осуществлено межевание, изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка. Кроме того, не представлен проект договора купли-продажи земельного участка.

19 августа 2009 ЗАО “БРК“ представило в ТУ Росимущества по Республике Бурятия для утверждения схему расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032702:1, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В.

ТУ Росимущества письмом от 31.08.2009 N 04/2-0179 вернуло указанную схему раздела земельного участка и межевой план на доработку, указав при этом, что заявителем истребован земельный участок площадью 0,21 га для размещения объекта недвижимости - здание АЗС площадью 18,9 кв. м, право на которое подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.10.2002, что значительно превышает площадь, необходимую для использования указанного объекта.

Предложено заявителю в соответствии с п. 3 ст. 33, ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации представить обоснование размера запрашиваемой площади земельного участка. А также разъяснено, что Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 7 июня 2008 г. N 311 утверждено положение о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования городского округа “город Улан-Удэ“.

ЗАО “БРК“ полагая,
что ТУ Росимущества бездействовало, уклонилось от утверждения схемы расположения земельных участков, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Заявитель считает, что для эксплуатации АЗС, для обеспечения пожарной безопасности, необходима площадь земельного участка 0,21 га.

Между тем, предельные размеры части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, в силу пункта 3 статьи 33 ЗК РФ ограничиваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Объем прав на землю у приобретателя недвижимости ограничен положениями пункта 2 статьи 35 и пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.

ЗАО “БРК“ по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, имеет четыре контейнерные колонки, в разделе II технического паспорта автозаправочной станции, составленного АУ РБ “Гостехнивентаризация - Республиканское БТИ“ 13 августа 2009 года, указана застроенная площадь земельного участка - 127 кв. м.

Заявитель требует земельный участок, больший по площади, чем площадь, которую фактически занимают принадлежащие ему объекты, однако доказательств необходимости использования земельного участка площадью 0,21 га для эксплуатации этих объектов заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Обществом при рассмотрении настоящего дела не представлено надлежащих доказательств наличия (возникновения и перехода) прав землепользования у ЗАО “Байкальская региональная компания“ в отношении земельного участка площадью 0,21 га.

Оспариваемое бездействие не препятствуют реализации обществом исключительного права на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, занятого объектом недвижимости заявителя и необходимым для его использования. При этом в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“, Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа
“город Улан-Удэ“ МНГП 01-2008, норма отвода земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции заявителя составляет от 1 000 до 2 000 кв. м.

Кроме того, ЗАО “БРК“ указано, что данный земельный участок является сложившимся. Довод заявителя о том, что испрашиваемый им земельный участок сформирован, поскольку ранее данный земельный участок передавался в аренду и использовался предыдущими собственниками объекта недвижимости на площади 0,21 га не принимается.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

По смыслу п. п. 3, 4 Положения “О порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 105 (действовавшего в спорный период), при установлении границ земельных участков принимается во внимание, в том числе, расположение на земельном участке объектов застройки.

Из приведенных выше норм следует, что при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

В приведенных правовых нормах не содержится указания на возможность предоставления в собственность только того
земельного участка, которым обладал предыдущий собственник недвижимости, расположенной на данном участке. Само по себе фактическое владение земельным участком определенной площади не является безусловным основанием возникновения прав на этот участок. Размеры земельного участка, необходимого для использования здания, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем здания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10.02.2009 N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих“ разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Заявления ЗАО “БРК“ ТУ Росимущества рассмотрены, дан письменный ответ от 31.08.2009 за исходящим номером 04/2-0179, которым документы, представленные заявителем, возвращены на доработку.

Исходя из вышеуказанных норм материального права, с учетом установленных судом по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что ТУ Росимущества не допущено незаконного бездействия, нарушающего права заявителя, поскольку ЗАО “БРК“ не доказало необходимости выкупа земельного участка большей площади, чем площадь принадлежащих ему объектов недвижимости, препятствия к согласованию схемы расположения и межевого плана земельного участка, требуемых заявителем, в данном случае имелись, о чем было сообщено заявителю в письме от 31 августа 2009 года.

В данном случае ЗАО “БРК“ просит об образовании 2 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032702:1.

При таких обстоятельствах, у Территориального управления Росимущества в Республике
Бурятия отсутствуют полномочия по образованию земельных участков без поручения Росимущества, в том числе по решению суда.

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ постановка на учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 12 ст. 38 названного Федерального закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены уполномоченным органом.

Статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии“ на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Также в полномочия ТУ Росимущества не входит обеспечение изготовления кадастрового паспорта (плана) земельного участка.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования заявителя в части обязания ответчика - согласовать
схемы расположения и межевого плана земельного участка, издать распоряжение о разделе земельного участка и обеспечить изготовление кадастрового паспорта (плана) земельного участка не имеется.

Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомления N 24683110, 24683134, 24683141, 24683127.

Из апелляционной жалобы общества следует, что суд не учел тот факт, что в отношении управления Росимущества уже состоялось решение о признании его действий связанных с отказом в предоставлении земельного участка заявителю незаконным, при таком положении дел у суда не было оснований делать выводы об отсутствии полномочий у Управления Росимущества.

Необоснованным является вывод суда о том, что несогласование схемы расположения не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В своем ответе управление предлагает предоставить схему расположения земельного участка, занимаемого названным объектом в соответствии с утвержденными нормативами.

Схема, представленная на утверждение составлена с учетом утвержденных в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, установленные администрацией г. Улан-Удэ 31 декабря 2008 г. N 653, согласно п. 7.25 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа “Город Улан-Удэ“ МНГП 01-2008 в соответствии с местными нормативами нормой отвода для АЗС на 4 колонки является 0,2 га. Представленная схема для утверждения согласована с органом местного управления, данная схема соответствует градостроительной, землеустроительной и проектной документации. Орган, который утвердил местные нормативы посчитал возможным предоставить заявителю земельный участок в размере 0,21 га, что на 0,01 га больше установленного размера земельного участка, что не может характеризоваться как значительное превышение.

Нельзя согласиться с выводами суда о
том, что несогласование схемы расположения земельного участка не является бездействием.

При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех яке условиях, что и продавец недвижимости. Кроме этого, пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 24 марта 2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ определено, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка. Анализируя приведенные нормы и соответствующие разъяснения следует, что с момента регистрации перехода права собственности на здание АЗС, а именно с 2002 года у ЗАО “БРК“ возникло право пользования земельным участком в размере 0,21 га. Кроме этого, заявителем было представлено в материалы дела судебное решение по делу А10-1544/07, рассмотренное между теми же сторонами и имеющее преюдициальное значение, которым установлено, что ЗАО “Байкальская региональная компания“ законно пользуется земельным участком в размере 0,21 га.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что общество правомерно обратилось в уполномоченный орган за согласованием границ указанного земельного участка. Основанием отказа послужило только то, что общество не представило обоснований для получения земельного участка в истребованном им размере. По мнению Управления, общество вправе претендовать на земельный участок в размере находящемся под принадлежащем ему объекте недвижимости, 18,9 кв. м.

Представитель третьего лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержав позицию Управления.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

Согласно материалам дела, общество на основании договора купли-продажи автозаправочной станции от 21 октября 2002 года зарегистрированного 29 октября 2002 года является собственником здания АЗС - 1-этажное, 1997 года постройки литер А, общая площадь 18,4 кв. м расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40Б литера А, кадастровый номер 03:23:000000:092002-000100, 1997 года постройки, которое расположено на земельном участке общей площадью 0,21 га.

Согласно указанному договору земельный участок, на котором расположено здание АЗС в размере 0,21 га передан продавцу АЗС в аренду сроком на 5 лет, о чем свидетельствует соответствующий договор аренды от 20 октября 2000 г.

Заявлением от 19 августа 2009 года общество в порядке ст. 11, прим. 3, ст. 29, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации направило в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия для утверждения схему расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:21:032702:1, г. расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40В, приложив схему расположения земельных участков в двух экземпляров (т. 1, л/д 29 - 32) с кадастровым номером 03:21:032702:1, включающей кадастровую выписку о земельном участке (т. 1, л/д 26).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия письмом от 31 августа 2009 года (т. 1, л/д 9) возвратил обществу пакет документов на доработку с предложением представления схемы расположения земельного участка, занимаемого названным объектом в соответствии с утвержденными нормативами с учетом существующей застройки.

Как указало Управление, согласно представленной схеме раздела, обществом истребован земельный участок общей площадью 0,21 га. Для размещения объекта недвижимости - здание АЗС общей площадью 18, 9 кв. м, право на которое подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29 октября 2002 года, запись регистрации N 03-01/23-150/2002-161 в ЕГРП, что значительно превышает площадь необходимую для использования указанного объекта. Руководствуясь ст. 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации управление рекомендовало обосновать размер запрашиваемой площади земельного участка.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества в Управление с заявлением от 19 августа 2009 послужило требование ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Учитывая, что общество обратилось за образованием земельного участка в силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для оформления правоудостоверяющих документов, представление обществом уполномоченному органу схемы расположения земельных участков в двух экземпляров (т. 1, л/д 29 - 32) с кадастровым номером 03:21:032702:1 включающей кадастровую выписку о земельном участке (т. 1, л/д 26) и наличие мнения Управления о достаточности указанных документов, суд апелляционной инстанции считает, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия не имелось законных оснований отказывать в утверждении указанных границ земельного участка по тем основаниям, которые указаны в письме от 31 августа 2009 года (т. 1, л/д 9) по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 января 2009 года по делу N А10-3206/2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30 марта 2009 года, постановлением от 20 апреля 2010 года Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа удовлетворены требования ЗАО “Байкальская региональная компания“ в части признания незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Бурятия в предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,21 га, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40Б.

В то же время, согласно указанным судебным актам, суды пришли к выводу о том, что при обращении с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,21 га по указанному адресу, обществом не были представлены документы, подтверждающие факт того, что данный земельный участок сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем заявление общества о предоставлении земельного участка в собственность считается поданным с нарушением требований действующего законодательства, поэтому оснований для понуждения ответчика к заключению договора купли-продажи не имеется.

Из указанных судебных актов следует, что незаконно отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 0,21 га, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 40“в“. Основанием к отказу в обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом заключения договора купли-продажи указанного земельного участка явилось то, что обществом не были представлены документы, подтверждающие факт того, что данный земельный участок сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод Управления и третьего лица, о том, что основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участка в размере 0,21 га в собственность явилось наличие права постоянного (бессрочного) пользования за ГОУ ВПО ВСГТУ.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).

Таким образом, действие субъективного публичного права (исключительного права на приватизацию земельных участков, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации), правообладателем которого является ЗАО “БРК“, не может быть прекращено в связи с наличием у третьего лица ГОУ ВПО ВСГТУ субъективного гражданского права (права постоянного (бессрочного) пользования) относительно спорных земельных участков.

Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание АЗС, одноэтажное, 1997 года постройки литера А, общая площадь 18.40 кв. м, инвентаризационный номер 29835-40/6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2002 г. серии 03 АА N 112332. Следовательно, ЗАО “БРК“ в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка.

Таким образом, ссылка на наличие на данный земельный участок зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования за ГОУ ВПО ВСГТУ в качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, также является незаконной.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы третьего лица о том, что спорный земельный участок, находящийся на границах земель поселения, не может быть использован для производственных целей по АЗС, несущей опасность и угрозу жизнедеятельности людей, пересекает красные линии и находится в границах земель, выделенных для государственных нужд, и земель общего пользования, также подлежат отклонению, поскольку материалами дела не подтверждается, что спорный земельный участок пересекает красные линии и находится в границах земель, выделенных для государственных нужд, и земель общего пользования.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод Управления о том, что общество неправомерно требует признать незаконным бездействие органа, на его заявление от 19.08.202009 года (т. 1, л/д 36), поскольку как считает, что с его стороны такое бездействие отсутствует в связи с принятием письма от 31 августа 2009 года.

Постановка на кадастровый учет земельного участка невозможна до выдачи ТУ “Росимущество“ распоряж“ния о разделе земельного участка и согласовании схемы расположения земельных участков и межевого плана.

В данном случае исходя из требований общества и характера отношений, суд апелляционной инстанции исходит из того, что общество считает, что письмо от 31 августа 2009 года, нарушает его права и законные интересы тем, что ему фактически отказано в удовлетворении его просьбы об утверждении границ земельного участка, в связи с чем он лишен законного права получить его в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предметом оценки является законность или незаконность не совершения Управлением действий по утверждению границ указанного земельного участка.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом и третьего лица, о том, что общество не доказало обоснованность истребованного им земельного участка в размере 0,21 га по следующим основаниям.

Согласно доводам сторон, оформленное в письменном виде согласие правообладателя исходного земельного участка на образование земельного участка является обязательным при подготовке межевого плана (пп. 9 п. 23, п. 26 Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 “Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков“). Указанное согласие должно быть в обязательном порядке включено в приложение к межевому плану и необходимо для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Согласно материалам дела (т. 1, л/д 95) границы земельного участка, указанные в схеме расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: 03:24:032702 согласованны уполномоченным органом Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

Согласно доводам общества, расчет площади земельного участка, предоставляемого для размещения и эксплуатации АЗС выполнен в соответствии со строительными нормами и правилами, в частности СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений“. В соответствии с п. 6.41 строительных норм и правил автозаправочные станции следует проектировать из расчета одна топливно-раздаточная колонка на 1 200 легковых автомобилей, применяя размеры их земельных участков, га, для станций: на 5 колонок - 0,2 га.

В соответствии с паспортом АЗС Автозаправочная станция имеет два контейнера, в каждом из которых расположено по два резервуара для хранения топлива, т.е. АЗС проектировалась, построена и эксплуатируется с четырьмя топливно-раздаточными колонками, что не оспаривается Управлением и третьим лицом.

Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Правила землепользования и застройки городского округа г. Улан-Удэ утвержденные решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 “О Правилах землепользования и застройки городского округа “город Улан-Удэ“, и в частности ст. 13, предусматривают, что предельные размеры земельных участков устанавливаются региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, настоящими Правилами, в соответствии с градостроительной и проектной документацией, техническими регламентами, а также с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для некоторых видов деятельности.

В соответствии с п. 7.25 Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа “Город Улан-Удэ“ МНГП 01-2008 Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков, га, для станции: на 2 колонки - 0,1; на 5 колонок - 0,2; на 7 колонок - 0,3; на 9 колонок - 0,35; на 11 колонок - 0,4.

Подтверждением соответствия земельного участка градостроительной документации является факт утверждения Схемы расположения земельных участков Управлением архитектуры и градостроительства - органом, осуществляющим разработку градостроительной документации и контроль за ее соблюдением (т. 1, л/д 29).

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Указанные доводы общества не опровергнуты материалами дела и пояснениями Управления и третьего лица.

Кроме того, материалами дела не подтверждаются доводы Управления и третьего лица о том, что обществу можно предоставить и согласовать границы земельного участка только в размере 18,9 кв. м, занимаемых непосредственно объектом недвижимости и не вытекают из названных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Правил землепользования и застройки городского округа г. Улан-Удэ, утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82 “О Правилах землепользования и застройки городского округа “город Улан-Удэ“.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суд первой инстанции о том, что у Управления Росимущества отсутствовали полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества не обоснованным.

Согласно Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 30.04.2009) “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом“ федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно указанному Положению, федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже;

- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

- при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

Согласно Положению о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 N 374 “Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом“, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Территориальный орган осуществляет следующие, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

- иные полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, территориальный орган осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Агентством.

По поручению агентства, территориальное Управление осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе:

выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Из указанного следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, представляя собой единый государственный орган управления в названной сфере.

В связи с указанным, внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа никоим образом не может влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений.

Доказательств, что общество обратилось в неуполномоченный орган, Управлением не представлено. Также из действующего законодательства не следует, что при выкупе земельных участков под находящимися на них объектами недвижимости, заинтересованные лица должны обращаться непосредственно в Федеральное агентство, а не в его Территориальное Управление.

В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что Управление неправомерно отказало обществу в согласовании схемы расположения и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 03:24:032702:1 расположенного по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, исполненного ООО “Зенит“ КБ 29.07.2009 г., и не издало соответствующий распорядительный акт в порядке ст. 11 прим. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, и не обеспечило обществу возможности изготовить кадастровый паспорт (план) истребованного земельного участка в порядке п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оценив указанные обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, как принятое на неправильно установленных фактических обстоятельствах дела.

Требования общества удовлетворить.

Судебные расходы общества в размере 3000 руб. отнести на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от “11“ февраля 2010 года по делу N А10-5132/2009 отменить, принять по делу новое решение.

Признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, выразившееся в несогласовании схемы расположения и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 03:24:032702:1, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, исполненного ООО “Зенит“ КБ 29.07.2009 г. незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в срок до 01 июля 2010 года согласовать схему расположения и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 03:24:032702:1, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, издав соответствующее распоряжение и обеспечить условия изготовления кадастрового паспорта (плана) вновь образованного земельного участка площадью 2100 кв. м в границах н1 - н6, н1.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия в пользу ЗАО “Байкальская Региональная Компания“ судебные расходы в размере 3 000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи

Э.П.ДОРЖИЕВ

Д.Н.РЫЛОВ