Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу N А78-291/2009 По делу о признании незаконным бездействия по невыдаче по окончании первой процедуры внутреннего таможенного транзита перевозчику товаросопроводительных документов.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2010 г. по делу N А78-291/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Ячменева Г.Г., Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паньковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07 декабря 2009 года, принятое по делу N А78-291/2009, по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт“ и общества с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос“ к Забайкальской таможне о признании незаконным бездействия таможенного органа
(суд первой инстанции Литвинцев А.Б.),

при участии в судебном заседании:

от заявителей: не явились, извещены;

от ответчика: Третьякова Г.П. (доверенность от 28.04.2010 N 05-59);

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт“ (ООО “ПК “Руспродимпорт“) и общество с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос“ (ООО “КПК “Гелиос“) обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Забайкальской таможне о признании незаконным бездействия по невыдаче по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя перевозчику товаросопроводительных документов: оригинал железнодорожной накладной; оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ “Центр оценки качества зерна“ в пункте пропуска поселка Забайкальск; оригинал карантинного сертификата, выданный Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск; оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР; оригинал коммерческого инвойса; оригинал отгрузочной спецификации КНР; оригинал качества и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах Российской Федерации на товар - арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 по 29.01.2009 в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ для ООО “ПК “Руспродимпорт“ в железнодорожных вагонах: N 22806087, N 22051957, N 21324967, N 22961874, N 24489056, N 24303687, N 24391666, N 22644041, N 23048911, N 24388167, N 24181935, N 24494478, N 4513228, N 24499964, N 23364805, N 24230120, N 22737225, N 21739743, N 24516379, N 24503252, N 24577108, N
21613146, N 22700942, N 24420416, N 24612343, N 24512378, N 22909782, N 23049588, N 23137334, N 24597833, N 24421927, N 24245128, N 28215291, N 24574659, N 28022747, N 23451453, N 26769695, N 22925960, N 23410640, N 24269615, N 22943518, N 24059552, N 22277453, N 22434617, N 24621443.

Заявители также просили признать незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ уведомлений “О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ“ от 20.01.2009 г. N 33-96/18, N 33-96/19, N 33-96/20, N 33-96/21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Российские железные дороги“.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 19.03.2009, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009, производство по делу в части требования о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ уведомлений прекращено, требование о признании незаконными действий таможни по невыдаче перевозчику товаросопроводительных документов удовлетворено, также с таможенного органа взысканы судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 12000 рублей.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2009 решение Арбитражного суда Читинской области от 19.03.2009 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07.12.2009 производство по делу в части требования о признании незаконными действий таможни по направлению в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ уведомлений прекращено, требование о признании незаконным бездействия по невыдаче по окончанию первой процедуры внутреннего
таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя перевозчику товаросопроводительных документов удовлетворено, с таможенного органа взысканы судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 рублей и госпошлина в размере 6000 руб. В обоснование суд первой инстанции указал, что перевозчик в соответствии с требованиями таможенного законодательства в установленные сроки доставил перевозимый товар в место доставки - постоянную зону таможенного контроля на станции Борзя и представил в таможенный орган назначения - Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни необходимый пакет документов на перевозимый в указанных в заявлении железнодорожных вагонах товар для завершения внутреннего таможенного транзита. Таможенный орган назначения в установленные сроки зарегистрировал прибытие транспортных средств, сделав отметку - товар поступил, осмотрено, нарушений не выявлено. Таким образом, процедура внутреннего таможенного транзита товаров, доставленных перевозчиком в место доставки ст. Борзя - Борзинский таможенный пост в вышеперечисленных ж/д вагонах, была завершена. В силу пункта 28.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, таможенный орган назначения обязан возвратить перевозчику товаросопроводительные документы на ввозимый товар в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации. При завершении внутреннего таможенного транзита товара, перевозимого ОАО “Российской железной дорогой“ в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ для ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт“ в 45 железнодорожных вагонах, нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации Забайкальской таможней установлено не было. Следовательно, оснований для невыдачи перевозчику товаросопроводительных документов на
ввозимый товар в установленный срок у Забайкальской таможни не имелось. Таким образом, в результате неправомерного бездействия таможни декларант был лишен возможности своевременно произвести таможенное оформление ввозимых товаров и поместить их на склад временного хранения.

Не согласившись с принятым решением, Забайкальская таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его в части признания незаконным бездействия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику товаросопроводительных документов и взыскания судебных издержек в размере 15000 рублей. Указано, что обжалуемые действия таможенных органов регламентируются положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, Приказом ФТС России от 08.09.2003 N 973 “Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров“, Приказом ФТС России от 05.12.2003 N 1400 “Об утверждении Инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом“, Приказом ФТС России 03.09.2003 N 958 “Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“, Приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50 “Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом“. В указанных правовых актах определен порядок последовательности произведения действий таможенным органом в отношении подконтрольных товаров и товаросопроводительных документов на них, а также определен момент, когда таможенный орган должен был передать документы перевозчику. Вывод суда первой инстанции о том, что документы были возвращены перевозчику только после обращения заявителями в арбитражный суд с данным заявлением, не соответствует действительности. Так, основанием выдачи товаросопроводительных документов перевозчику явилось обращение в таможенный орган владельца СВХ о перемещении товаров на СВХ с представлением договора, заключенного с грузополучателем. В соответствии
Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ обязанность по выгрузке товаров на СВХ возложена на грузополучателя и перевозчика. Ссылка суда на статьи 79, 92, 80, 81, 8569, 405, 88, 89, 123, 124, 129, 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 “Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров“ не обоснована, так как данные нормы таможенного законодательства не возлагают на таможенный орган безусловную обязанность по выдаче перевозчику товаросопроводительных документов при завершении ВТТ товаров. Аналогия права в данном случае применяться не может, поскольку обжалуются действия (бездействие) таможенного органа, которые строго регламентированы инструкциями и приказами. Судебные издержки в размере 15 000 руб. в отсутствие подтверждающих документов необоснованно взысканы с Забайкальской таможни.

Представитель Забайкальской таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07.12.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители ООО ПК “Руспродимпорт“ и ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 69969, N 69970 от 26.04.2010, а также письменными расписками их представителя. Представитель открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 21.04.2010. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив
материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В период с 04.12.2008 по 29.01.2009 в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос“ для ООО “ПК “Руспродимпорт“ в 45 железнодорожных вагонах: N 22806087, N 22051957, N 21324967, N 22961874, N 24489056, N 24303687, N 24391666, N 22644041, N 23048911, N 24388167, N 24181935, N 24494478, N 4513228, N 24499964, N 23364805, N 24230120, N 22737225, N 21739743, N 24516379, N 24503252, N 24577108, N 21613146, N 22700942, N 24420416, N 24612343, N 24512378, N 22909782, N 23049588, N 23137334, N 24597833, N 24421927, N 24245128, N 28215291, N 24574659, N 28022747, N 23451453, N 26769695, N 22925960, N 23410640, N 24269615, N 22943518, N 24059552, N 22277453, N 22434617, N 24621443, в постоянную зону таможенного контроля станции Борзя для завершения внутреннего таможенного транзита поступил товар - арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте.

Товар ввозился во исполнение внешнеэкономического контракта ASG99274 от 25.03.1999, соглашения N 1 от 04.02.2006 и спецификации N 1 к данному соглашению, соглашения N 3 от 25.10.2007 и спецификации N 1 к данному соглашению; соглашения N 3 от 03.07.2008; контракта ASG99282 от 16.01.2006 и спецификации N 1 к данному контракту, соглашения N 3 от 10.11.2007 и спецификации N 1 к данному соглашению и соглашения N 3 от 10.11.2007, спецификации N 1 к соглашению N 3.

По прибытию вагонов перевозчиком - ОАО “Российские железные дороги“ в Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни были переданы товаросопроводительные документы на
ввозимый товар.

После прибытия вагонов в постоянную зону таможенного контроля станции Борзя таможенным органом было зарегистрировано прибытие вагонов в место доставки. Однако, представленные товаросопроводительные документы на товар перевозчику возвращены не были.

Полагая, что бездействие таможенного органа по невыдаче по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя перевозчику товаросопроводительных документов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителей, ООО “ПК “Руспродимпорт“ и ООО “КПК “Гелиос“ обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на органе, его принявшем (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 69 Таможенного кодекса Российской Федерации после пересечения перевозчиком таможенной границы
он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Согласно ст. 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.

Если документы, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.

Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.

От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.

Согласно ст. 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:

1) наименование и адрес отправителя товаров;

2) наименование и адрес получателя товаров;

3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;

4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

5) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее Ф.И.О. первых четырех знаков;

6) вес брутто товаров (в килограммах);

7) идентификационные номера контейнеров.

Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:

1) железнодорожной накладной;

2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Согласно ст. 77 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).

С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.

Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

Согласно ст. 80 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: - перевозчику.

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений пункта 5 статьи 92 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 92 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

При перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80), завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный орган назначения наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в течение суток после прибытия транспортного средства в место доставки товаров представляются документы, подтверждающие принятие товаров. В течение трех дней со дня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставку товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таким образом, обязательства по представлению в таможенный орган установленных документов, получение разрешения на внутренний таможенный транзит, получение свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме возложено на перевозчика.

Кроме того, перевозчик, как лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязан принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с установленными правилами.

При этом названные нормы, а также положения иного таможенного законодательства, регламентирующего осуществление ВТТ на железнодорожном транспорте, не возлагают на таможенные органы безусловную обязанность при завершении ВТТ выдать перевозчику товаросопроводительные документы и не устанавливают сроков такой выдачи.

Следовательно, вывод суда первой инстанции, основанный на применении аналогии права, не соответствует вышеуказанным нормам закона.

Также необоснованным является вывод суда первой инстанции о нарушении прав и законных интересов заявителей обжалуемым бездействием таможенного органа.

Согласно ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;

имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

транспортные (перевозочные) документы;

разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;

платежные и расчетные документы;

документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Из указанных норм следует, что перевозчик (экспедитор) обязан обеспечить возможность получателю груза в сроки, установленные ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации, подать таможенную декларацию уведомив его о доставке груза в таможенном режиме и предоставив ему установленные действующим законодательством документы.

При этом, несвоевременное представление перевозчиком получателю груза, находящегося под таможенным режимом, товаросопроводительных документов не наделяет получателя груза правом требования каких-либо документов от таможенного органа в пользу перевозчика, обосновывая тем, что перевозчик не предоставляет получателю груза надлежащие документы, необходимые ему для декларирования товара.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что перевозчик не своевременно или не в полном объеме получил от таможенного органа какие-либо документы и что указанное привело к несвоевременному декларированию ООО “ПК Руспродимпорт“ полученного товара, что в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Из пояснений ООО “ПК Руспродимпорт“ следует, что несвоевременное представление таможенным органом документов перевозчику привело к скоплению железнодорожных вагонов на станции г. Борзя, предназначенных для общества, что повлекло неблагоприятные последствия для него.

Вместе с тем, из представленных документов невозможно установить, что скопление вагонов на станции г. Борзя, прибывших по железнодорожным реквизитам ООО “ПК Гелиос“, произошло именно по причине несвоевременной выдачи таможенным органом перевозчику указанных документов.

В материалах дела также не имеется каких-либо писем перевозчика в адрес получателя груза о том, что у него отсутствуют по вине бездействия таможенного органа товаросопроводительные документы, в связи с чем у него не имеется возможности предоставить их получателю груза.

Учитывая, что обжалуемые действия таможни не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителей, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу таможенного органа обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и отнесения судебных расходов на ответчика.

В части прекращения производства по делу решение суда первой инстанции не обжаловалось, возражений не заявлялось, и в силу п. 5 ст. 268 Арбитражного про“ессуального кодекса РФ в апелляционном порядке не проверялось.

Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 07.12.2009 г., принятое по делу N А19-291/2009, в обжалуемой части отменить, принять в этой части новое решение.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

3. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий

Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Е.О.НИКИФОРЮК