Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу N А19-16273/09 По делу о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 2010 г. по делу N А19-16273/09

Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 3 февраля 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д.Н. Рылова,

судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Ульзутуевой,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2009 года по делу N А19-16273/09 по заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области к Управлению Федеральной регистрационной
службы по Иркутской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

(суд первой инстанции судья Кулик Е.Н.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее Росимущество, заявитель) обратилась с требованием к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (далее Управление, УФРС по Иркутской области, регистрационная служба) о признании незаконными сообщений об отказе в государственной регистрации и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки:

- земельный участок площадью 1 497 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 755 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 115 573 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 530 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 4 253 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 860 м по направлению на северо-запад от устья р. Кара-Бурень;

- земельный участок площадью 120 716 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 535 м по направлению на север от устья р. Кара-Бурень.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказы регистрационной службы в регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки не соответствуют основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ
“О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что суд не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Считает, что вывод УФРС по Иркутской области о том, что Постановление Администрации Нижнеудинского района от 28.06.2004 г. N 155 “О предоставлении в аренду земельных участков ФГУП “Нижнеудинское авиапредприятие“ не может являться правоустанавливающим документом на земельный участок, является необоснованным.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Постановлением Администрации муниципального образования Нижнеудинского района от 28.06.2004 г. N 155 “О предоставлении в аренду земельных участков ФГУП “Нижнеудинское авиапредприятие“ предоставлены земельные участки в аренду Федеральному государственному унитарному предприятию “Нижнеудинское авиапредприятие“ из земель
транспорта, для использования в целях эксплуатации объектов воздушного транспорта, общей площадью 336040,00 кв. м, сроком на 49 лет. (л.д. 12 - 13).

24.11.2008 г. заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Как следует из Расписок в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 25 - 26), для проведения регистрации права собственности на земельные участки были представлены: заявление от 24.11.2008 г.; выписка из реестра федерального имущества от 19.11.2008 г. N 1534; Распоряжение от 06.11.2008 г. N 153-з; кадастровый план земельного участка от 06.07.2004 г. N 49/04-202; Постановление Администрации муниципального образования Нижнеудинского района от 28.06.2004 г. N 155.

Сообщением от 05.05.2009 г. Управление отказало Росимуществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основанием для отказа в государственной регистрации послужило не представление заявителем на государственную регистрацию документов, свидетельствующих о предоставлении земельных участков органу государственной власти Российской Федерации, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и расположенные на данных земельных участках.

Не согласившись с отказом в регистрации, Росимущество обжаловало его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому
акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной
регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.

Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом.

В соответствии со статьей 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В качестве основания для регистрации Росимущество указывает пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (далее - Вводный закон).

В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук,
а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления соответствующего исполнительного органа государственной власти и документов, подтверждающих предоставление земельного участка. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 404.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 Перечня к необходимым документам относятся: заявление о государственной регистрации, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшем в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации
права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.

Из содержания указанных норм права и положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности, право собственности на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежат государственной регистрации.

В связи с указанным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Постановление Администрации муниципального образования Нижнеудинского района от 28.06.2004 г. N 155 “О предоставлении в аренду земельных участков ФГУП “Нижнеудинское авиапредприятие“ является надлежащим документом, подтверждающим предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации.

Ссылка регистрационного органа на то, что заявителем не представлен договор аренды земельного участка и отсутствуют сведения в ЕГРП о регистрации такого договора аренды, следовательно, арендные права и обязанности не
возникли, и в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности земельного участка Российской Федерации, является необоснованной в связи со следующим.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ). Факт нахождения спорных земельных участков в государственной собственности также подтверждается распоряжением от 06.11.2008 г. N 153-з, где указан перечень земельных участков федеральной собственности, составляющих государственную казну Российской Федерации (л.д. 24).

Кроме того, данный вывод УФРС по Иркутской области не основан на нормах права, поскольку противоречит п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404, который не предусматривает обязательного представления на государственную регистрацию договора аренды, заключенного на основании акта органа местного самоуправления, в частности, Постановления Администрации МО Нижнеудинского района N 155, который был представлен в регистрирующий орган.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что факт отсутствия зарегистрированного договора аренды не влияет на выводы суда о принадлежности земельных участков Российской Федерации.

Довод регистрационной службы в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности не были запрошены документы о наличии зарегистрированных в установленном порядке прав Российской Федерации, ФГУП “Нижнеудинское авиапредприятие“, ОАО “Нижнеудинское авиапредприятие“ на объекты недвижимости на спорных земельных участках, не выяснялся вопрос о наличии иных объектов недвижимости на земельных участках, является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 ЗК РФ, как уже указывалось ранее, в федеральной собственности
находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Из системного толкования ст. 16, 17 ЗК РФ и п. 1 ст. 3.1 Вводного закона следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации. При этом формулировка абзаца 2 п. 1 ст. 3.1 Вводного закона “земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации“ при ее системно-логическом толковании позволяет сделать вывод, что право собственности у Российской Федерации возникает на весь земельный участок с ранее определенными границами, на котором находятся здания, строения, сооружения (далее - здания), находящиеся в собственности Российской Федерации. Следовательно, судом первой инстанции полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Также судом первой инстанции верно указано, что здания, расположенные на указанных выше земельных участках, ранее принадлежали на праве собственности Российской Федерации и были переданы в хозяйственное ведение Федеральному унитарному государственному предприятию “Нижнеудинское авиапредприятие“, преобразованному в последующем в Открытое акционерное общество, документы, подтверждающие предоставление земельных участков в аренду Федеральному унитарному государственному предприятию “Нижнеудинское авиапредприятие“ были приложены к заявлению о регистрации, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела расписки в получении документов на государственную регистрацию.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае первичное право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло по основанию разграничения государственной собственности и в силу закона подлежит государственной регистрации.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о том, что отказы регистрационной службы в регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки не соответствует основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В свою очередь, в отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил свое несогласие с резолютивной частью решения суда первой инстанции в части неразрешения исковых требований об обязании УФРС по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем совершения конкретных действий в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, выраженные в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.05.2009 г. N 07/004/2008-12, 07/004/2008-13, 07/004/2008-14, 07/004/2008-15 незаконными.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод заявителя о том, что суд первой инстанции не разрешил вопрос об устранении допущенных нарушений путем обязания УФРС по ИО произвести конкретные действия.

В связи с чем, решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.10.2009 г. в указанной части подлежит изменению.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2009 года по делу N А19-16273/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2009 года по делу N А19-16273/09 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:

Признать незаконными, как не соответствующие пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, отказы Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, выраженные в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.05.2009 N 07/004/2008-12, 07/004/2008-13, 07/004/2008-14, 07/004/2008-15, в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:

- земельный участок площадью 1 497 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 755 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 115 573 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 530 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 4 253 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 860 м по направлению на северо-запад от устья р. Кара-Бурень;

- земельный участок площадью 120 716 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 535 м по направлению на север от устья р. Кара-Бурень,

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки:

- земельный участок площадью 1 497 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 755 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 115 573 кв. м с кадастровым номером - 38:11:190201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 530 м по направлению на юго-запад от устья р. Верхняя Каменка;

- земельный участок площадью 4 253 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0002, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 860 м по направлению на северо-запад от устья р. Кара-Бурень;

- земельный участок площадью 120 716 кв. м с кадастровым номером - 38:11:210201:0001, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, 535 м по направлению на север от устья р. Кара-Бурень в установленный законом срок.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ