Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010 по делу N А78-5840/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2010 г. по делу N А78-5840/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д.Н. Рылова,

судей Е.В. Желтоухова, Э.П. Доржиева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 ноября 2009 года по делу N А78-5840/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Районная Управляющая Эксплуатационная Компания“ к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене Постановления N 413
от 19.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности.

(суд первой инстанции судья Сидоренко В.А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ускова К.В. - представитель по доверенности от 28.10.2009 г.;

от заинтересованного лица: Петрова А.В. - представитель по доверенности от 11.01.2010 г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Районная Управляющая Эксплуатационная Компания“ (далее ООО “РУЭК“, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее Административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене Постановления N 413 от 19.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 30 ноября 2009 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в связи с тем, что каких-либо сведений о нарушении ООО “РУЭК“ норм и правил при производстве капитального ремонта жилого дома N 7, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Звездная, материалы административного дела, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление не содержат.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Административный орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта. Жилищная инспекция указывает на наличие в действиях ООО “РУЭК“ состава правонарушения предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, зафиксированного материалами административной проверки и протоколом об административном правонарушении.

Представитель Административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заявителя просил решения суда
первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании распоряжения руководителя жилищной инспекции N 1023 от 08.07.2009 г. должностным лицом Административного органа была проведена внеплановая проверка деятельности ООО “РУЭК“ по контролю за соблюдением правил содержания жилого дома расположенного в г. Чите по адресу: ул. Звездная, дом N 7.

В ходе проверки установлено, что заявителем допущены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.

По результатам проверки составлен Акт проверки N 822 от 14.07.2009 г.

На основании Акта проверки, должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, 15.07.2009 г. составлен Протокол об административном правонарушении N 376 в отношении ООО “РУЭК“.

Согласно Протоколу об административном правонарушении ООО “РУЭК“ нарушило пункты 5.8.2, 5.8.3(в), 4.1.1, 4.1.14, 4.1.15, 3.4.1, 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 по техническому обслуживанию и ремонту внутридомовой системы канализации, содержанию подвалов и технических подполий, выразившееся в том, что подвальное помещение дома полностью затоплено канализационными стоками, негерметичность чугунных трубопроводов диаметром 100 мм системы водоотведения в подвальном помещении - раструбы фасонных частей не зачеканены, негерметичность трубопроводов диаметром 50 мм (“розлив“) и диаметром 20 мм (смежный “стояк“ квартир N 16 и 17) системы холодного водоснабжения по второму подъезду в подвальном помещении
дома, негерметичность трубопровода “розлива“ системы холодного водоснабжения между первым и вторым подъездами в подвальном помещении дома, доступ в подвальное помещение дома открыт - отсутствует дверь входа в подвал, чем совершило правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

На основании Протокола об административном правонарушении руководителем Административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела, ООО “РУЭК“ Постановлением N 413 от 19.08.2009 г. привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является, невыполнение уполномоченным органом возложенных на него обязанностей, связанных с содержанием и ремонтом жилых домов и (или) жилых помещений. Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.

Как следует из материалов дела, ООО “РУЭК“ являясь специализированной организацией, осуществляет содержание жилого фонда, переданного ему в управление, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии
с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, в том числе, жилого дома N 7 расположенного в г. Чите ул. Звездная, по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N 75 “О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом“.

В соответствии с вышеизложенным, а также исходя из анализа представленных в материалы дела устава ООО “РУЭК“, договоров на производство работ по капитальному ремонту внутридомовых систем холодного водоснабжения и установки прибора учета N 286 от 10.07.2009 г. и N 122 от 10.07.2009 г. на производство работ по капитальному ремонту внутридомовых систем водоотведения в жилом доме N 7 по улице Звездная в г. Чите, заключенных заявителем с подрядчиком - ООО “Фирма СтройКом“ на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“, ООО “РУЭК“ является управляющей организацией ответственной за содержание обслуживаемого ею жилого дома N 7 по улице Звездная в г. Чите.

В соответствии с “Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда“, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170, ст. 161, 162 ЖК РФ техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию
и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 1.8 названных Правил управление жилищным фондом включает в себя организацию эксплуатации, а также все виды работ с нанимателями и арендаторами.

В соответствии с распоряжением председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Читы N 45-р от 21.04.2008 г. “Об утверждении перечня многоквартирных жилых домов по итогам конкурсного отбора управляющих организаций“, распоряжением Комитета по управлению имуществом N 114 от 29.04.2008 г. “О передаче уполномоченной собственниками управляющей организации технической и бухгалтерской документации на многоквартирные жилые дома“ жилой дом N 7 по ул. Звездная в г. Чите передан на обслуживание в ООО “РУЭК“.

Заключив договоры на оказание жилищных услуг с жильцами указанного дома на возмездной основе, ООО “РУЭК“ обязано организовывать работы по оказанию услуг (выполнению работ) по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному обслуживанию данного жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и придомовых территорий в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Методическими пособиями по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации).

Следовательно, на ООО “РУЭК“ лежит не только обязанность по содержанию жилого фонда, по его техническому обслуживанию и текущему ремонту в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, но и ответственность за нарушение этих Правил и норм.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями
квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, чердаки, технические этажи, технические подвалы, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. ст. 138, 161, 162 ЖК РФ управляющие жилищным фондом организации обязаны обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, выполнять за вознаграждение определенные действия в целях обеспечения благополучных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечения сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта его общего имущества, инженерных систем и оборудования мест общего пользования и придомовой территории, надлежащей эксплуатации общего
имущества многоквартирного дома.

Согласно п. п. 3.4.1, 3.4.5, 4.1.1, 4.1.14, 4.1.15, 5.8.2, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003 г. организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак; входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери; организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей; входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи должны храниться в объединенной диспетчерской службе (ОДС) или в организации по обслуживанию жилищного фонда и у жителей близлежащей квартиры (о чем должна быть соответствующая надпись), двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью; не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения: система водопровода должна выдерживать давление до 10 кгс/см2 (1 МПа), канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки Ф.И.О. при давлении 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа); организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем
водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, Актом проверки N 822 от 14.07.2009 г., протоколом об административном правонарушении N 376
от 15.07.2009 г. в полном объеме подтвержден факт нарушения заявителем п. п. 5.8.2, 5.8.3(в), 4.1.1, 4.1.14, 4.1.15, 3.4.1, 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом в указанных документах подробно зафиксированы место выявленных нарушений с указанием по каждому объекту нарушения конкретных пунктов вышеуказанных Правил.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Из представленных в материалы дела документов следует, что и протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление вынесены с учетом вышеуказанных норм права и содержат все необходимые требования предусмотренные законом.

Так в Протоколе об административном правонарушении N 376 от 15.07.2009 г. указаны дата и место его составления, место совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса и закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Отсутствие же в протоколе сведений о нарушении заявителем норм и правил при производстве капитального ремонта жилого дома N 7, находящегося по адресу: г. Чита, ул. Звездная, само по себе, не исключает наличие в действиях ООО “РУЭК“ состава правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ с учетом доказанности нарушения заявителем, ответственного за содержание вышеназванного жилого дома, правил содержания дома, поскольку проверка Административным органом была проведена в июле 2009 г., а указанный дом был передан заявителю в мае 2008 г. на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом N 114 от 29.04.2008 г. “О передаче уполномоченной собственниками управляющей организации технической и бухгалтерской документации на многоквартирные жилые дома“.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными выводы суда первой инстанции, что жилищной инспекцией не доказано совершение обществом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Таким образом, Административный орган обоснованно привлек ООО “РУЭК“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела доказана вина ООО “РУЭК“ как лица, ответственного за содержание жилищного фонда, в невыполнении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требовании заявителя о признании незаконным и отмене Постановления N 413 от 19.08.2009 г.

Рассмотрев апелляционную не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 ноября 2009 года по делу N А78-5840/2009 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 30 ноября 2009 года по делу N А78-5840/2009 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью “Районная Управляющая Эксплуатационная Компания“ к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене Постановления N 413 от 19.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности - отказать.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Э.П.ДОРЖИЕВ