Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2010 N Ф03-7827/2010 по делу N А73-6017/2010 В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления об утверждении тарифа на услуги систем канализации, оказываемые обществом, отказано правомерно ввиду соответствия оспариваемого постановления законодательству в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2010 г. N Ф03-7827/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Кургузовой Л.К.

Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.

при участии

от общества с ограниченной ответственностью “Водоканал “Восточное“ - Бодяк Н.А., представитель по доверенности от 01.11.2010 N б/н

от администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Новиков П.П., удостоверение главы Восточного сельского поселения от 03.06.2005 N 250; Глаз М.А., представитель по доверенности от 05.07.2010 N б/н; Голына Н.Н., представитель по доверенности от 18.03.2010 N б/н

от Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов
Хабаровского муниципального района - представитель не явился

от общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальные услуги “Эковосток“ - Никулин А.М., директор; Кошкарев А.В., представитель по доверенности от 05.05.2010 N б/н

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Мучкаева И.М., представитель по доверенности от 20.05.2010 N 4-3-7/1646

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Водоканал “Восточное“

на решение от 27.08.2010

по делу N А73-6017/2010 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Шапошникова В.А., Сумин Д.Ю., Манник С.Д.

По заявлению общества с ограниченной ответственностью “Водоканал “Восточное“

к администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

третьи лица: Управления обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов Хабаровского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальные услуги “Эковосток“, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

о признании недействующим постановления

Общество с ограниченной ответственностью “Водоканал “Восточное“ (далее - ООО “Водоканал “Восточное“, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующим постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация) об утверждении тарифа на услуги систем канализации, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью “Жилищно-коммунальные услуги “Эковосток“ (далее - ООО “ЖКУ “Эковосток“).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов Хабаровского муниципального района, общество с ограниченной ответственностью ЖКУ “Эковосток“ и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Решением суда от 27.08.2010 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Суд установил соответствие оспариваемого постановления положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“
(далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ (далее - постановление Правительства РФ N 520), пункта 19 Приложения N 1 к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 14.10.2009 N 44/2 “Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям Хабаровского края на 2010 год“.

В кассационной жалобе ООО “Водоканал “Восточное“ просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Администрация и ООО “ЖКУ “Эковосток“ просят принятый по делу судебный акт оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Представитель по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в судебном заседании пояснил, что при формировании тарифа действительно была учтена проектная стоимость услуг по очистке сточных вод, оказываемых ООО “Водоканал “Восточное“, ООО “ЖКУ “Эковосток“ в размере 10,58 руб./куб.м и указал на то, что ответственность за достоверность представляемых материалов и документов несут организации, осуществляющие регулируемую деятельность.

Управление обеспечения, содержания и экономического развития муниципальных объектов Хабаровского муниципального района извещено в надлежащем порядке, о времени и месте рассмотрения дела, однако его представитель участия в судебном заседании не принимал, отзыв на кассационную жалобу управлением не представлен.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 17.11.2010.

Проверив обоснованность доводов жалобы, отзывов администрации и ООО “ЖКУ “Эковосток“ на жалобу, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей ООО “Водоканал “Восточное“,
администрации, ООО “ЖКУ “Эковосток“, Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, постановлением главы Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 27.10.2009 N 56 “Об утверждении тарифа на услуги систем канализации, оказываемых ООО “Жилищно-коммунальные услуги “Эковосток“ утвержден тариф на услуги систем канализации для потребителей, получающих услуги, оказываемые ООО “Жилищно-коммунальные услуги “Эковосток“ на 2009 год в размере 16,12 руб./куб.м; на 2010 год в размере 16,25 руб./куб.м. Тариф на 2010 год введен в действие с 01.01.2010.

По утверждению ООО “Водоканал “Восточное“, установленный на 2010 год тариф не соответствует постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.11.2009 N 49/48, в соответствии с которым при формировании тарифа для ООО “Водоканал “Восточное“ на услугу по очистке сточных вод, оказываемую ООО “ЖКУ “Эковосток“, учтена проектная стоимость данной услуги в размере 10,58 руб./куб.м, в связи с чем потребители оплачивают ООО “Водоканал “Восточное“ услуги по водоснабжению по тарифу, в котором размер платы за очистку сточных вод составляет 10,58 руб./куб.м, а размер платы за очистку сточных вод по счетам, выставляемым обществу ООО “ЖКУ “Эковосток“, по оспариваемому постановлению, составляет на 2010 год 16,25 руб./куб.м, что влечет причинение убытков обществу.

В отношении тарифа в размере 16,12 руб./куб.м, утвержденного на 2009 год, ООО “Водоканал “Восточное“ указывает на то, что указанный тариф не соответствует требованиям части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), так как в оспариваемом нормативном акте не указано начало действия
установленного тарифа.

Отклоняя доводы ООО “Водоканал “Восточное“ и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно подпункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (подпункт 4 части 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ).

Предельные индексы в силу пункта 53 постановления Правительства РФ N 520 не могут применяться только к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.

В соответствии с Информационным письмом от 08.09.2006 N СН-4251/5 по вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-Э/3, в редакции приказа от 11.08.2006 N 179-Э/1, предельные индексы применяются в случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные
и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами.

Следовательно, возможность применения предельных индексов зависит от факта установления тарифов ранее органом местного самоуправления по данному виду услуг, а не от обстоятельств установления тарифов для конкретного юридического лица.

Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что в отношении услуг систем канализации (очистке сточных вод) в предшествующем периоде осуществлялось государственное регулирование тарифов, ООО “ЖКУ “Эковосток“ зарегистрирован в качестве юридического лица 12.08.2009, суд пришел к правильному выводу о правомерном установлении ООО “ЖКУ “Эковосток“ тарифа на услуги систем канализации с учетом предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в указанной сфере. Повышение предельных индексов не допущено.

Порядок вступления в силу тарифов установлен пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ, согласно которой тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действует до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Федерального закона N 210-ФЗ.

Таким образом, администрацией не допущено нарушений части 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи
192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого нормативного акта недействующим необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в названных нормах: нормативный акт должен не соответствовать закону или иным нормативным актам и нарушать права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности или создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что несоответствие оспариваемого постановления закону и иным нормативным актам не установлено, суд правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 27.08.2010 по делу N А73-6017/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Л.К.Кургузова

Судьи:

Г.В.Котикова

Е.П.Филимонова