Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2010 N Ф03-7193/2010 по делу N А24-994/2010 Заявление о признании недействительным требования налогового органа об уплате пеней за несвоевременную уплату земельного налога удовлетворено правомерно, поскольку не доказаны основания возникновения недоимки, на которую начислена спорная сумма пени, а также установлено, что пени начислены в период, когда на имущество налогоплательщика был наложен арест и операции по его счетам в банках приостановлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2010 г. N Ф03-7193/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Л.К. Кургузовой

Судей: Е.П. Филимоновой, Г.В. Котиковой

при участии

от заявителя: Федерального государственного унитарного предприятия “Камчатавтодор“ - представитель не явился

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю

на решение от 29.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010

по делу N А24-994/2010 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Решетько
В.И., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Симонова Г.А., Бац З.Д.

По заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Камчатавтодор“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю

о признании недействительным требования от 28.01.2010 N 1924

Федеральное государственное унитарное предприятие “Камчатавтодор“ (далее - предприятие; ФГУП “Камчатавтодор“) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным требования от 28.01.2010 N 1924 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) об уплате пеней в сумме 1 477,24 руб. за несвоевременную уплату земельного налога.

Решением суда от 29.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010, заявление предприятия удовлетворено. Оспариваемое требование инспекции признано недействительным как несоответствующее положениям пункта 4 статьи 69 и пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом суд указал на неправомерность начисления налоговым органом пеней, поскольку на имущество ФГУП “Камчатавтодор“ в рамках исполнительного производства наложен арест, а также ввиду приостановления операций по счетам предприятия в банках.

Не согласившись с судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований предприятия. В обоснование доводов жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права: статей 69 и 75 НК РФ. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, отсутствует причинно-следственная связь между невозможностью погасить недоимку по налогу и арестом имущества предприятия.

Предприятие в отзыве на жалобу просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекцией в адрес ФГУП “Камчатавтодор“ направлено требование N 1924 об уплате пеней за несвоевременную уплату земельного налога по состоянию на 28.01.2010, в соответствии с которым налогоплательщику предложено погасить задолженность по пеням в сумме 1 477,24 руб.

Проверяя по заявлению предприятия законность оспариваемого требования налогового органа о взыскании пеней в указанной выше сумме, суд признал его несоответствующим пункту 3 статьи 75, пункту 4 статьи 69 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса
РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив представленный в ходе судебного разбирательства налоговым органом расчет пеней, пришел к выводу о недоказанности оснований возникновения недоимки, на которую начислена спорная сумма пеней, и, соответственно, о неправомерном предъявлении указанной пени к уплате. Таким образом, оспариваемое требование, как правильно указал суд, составлено с нарушением положений пункта 4 статьи 69 НК РФ.

Судом также установлено, что исполнительные производства N 6836/599/4/05, N 6832/595/4/05, N 6831/594/4/05, N 6837/600/4/05, N 6838/601/4/05 от 22.09.2005, возбужденные на основании исполнительных документов налогового органа, 21.12.2005 объединены в сводное исполнительное производство. Кроме того, постановлениями от 19.02.2007, 25.06.2007 и другими документами на имущество предприятия наложен арест; 14.05.2007 судебным приставом-исполнителем принято постановление о запрете совершения юридически значимых действий в отношении имущества должник. При этом доказательств снятия ареста или отмены приостановления операций по банковским счетам в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено. Данные факты, а также вывод суда об отсутствии у предприятия реальной возможности погасить недоимку в установленные законом сроки, налоговым органом не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, вывод суда о начислении инспекцией спорных сумм пеней в нарушение пункта 3 статьи 75 НК РФ, в период, когда на имущество налогоплательщика был наложен арест и операции по его счетам в банках приостановлены, является обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства и подтверждается материалами дела.

Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определившей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного
округа

постановил:

решение от 29.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 по делу N А24-994/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Л.К.Кургузова

Судьи

Е.П.Филимонова

Г.В.Котикова