Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.10.2010 N Ф03-6745/2010 по делу N А24-1160/2010 Дело по заявлению о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, за изменение условий государственного контракта в виде увеличения цены работ передано на новое рассмотрение, поскольку вывод суда о том, что условия и цена контракта не могут изменяться в ходе его исполнения, сделан без учета положений конкурсной документации, предусматривающих такую возможность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 г. N Ф03-6745/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Т.Г.Брагиной

Судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой

при участии

от заявителя: Агентства лесного хозяйства Камчатского края - Калачев С.Г. - представитель, дов. N 1641 от 08.10.2010, Пивняк С.А. - консультант главного правового отдела, дов. N 1642 от 08.10.2010

от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю - Камгазов А.М. - ведущий специалист-эксперт правового обеспечения, дов. N 23/01 от 13.10.2010

от третьего лица: Камчатской Межрайонной природоохранной прокуратуры - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Агентства лесного хозяйства
Камчатского края

на решение от 26.04.2010

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010

по делу N А24-1160/2010

Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: И.Ю.Жалудь, в апелляционном суде судьи: Е.Л.Сидорович, Г.А.Симонова, З.Д.Бац

По заявлению Агентства лесного хозяйства Камчатского края

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю

3-е лицо - Камчатская Межрайонная природоохранная прокуратура

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

Агентство лесного хозяйства Камчатского края обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22.03.2010 N 21-06/19-10АД.

Решением суда от 26.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, Агентство лесного хозяйства Камчатского края выражает несогласие с выводами судебных инстанций о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.

Заявленные требования мотивированы ссылками на положения части 10 статьи 65 Федерального закона N 94-ФЗ и абзаца 4 части 8.4 конкурсной документации для проведения открытого конкурса 12к-09, допускающих возможность увеличения цены контракта.

Представители Агентства лесного хозяйства Камчатского края доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержали в полном объеме.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражали по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах.

Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения представителя Управления, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.

Законность, обоснованность
судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением Камчатской Межрайонной природоохранной прокуратурой от 04.02.2010 в отношении Агентства лесного хозяйства Камчатского края по факту изменения условий государственного контракта N 2 от 20.04.2009, заключенного между Агентством и ГУП КК “Лесоохрана“ в виде увеличения цены работ по проведению мониторинга пожарной опасности в лесах, повлекших дополнительное расходование бюджетных средств на сумму 2747420 рублей, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ с направлением материалов в УФАС по Камчатскому краю.

По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении N 21-06/19-10АД Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю вынесено постановление от 22.03.2010 о назначении административного наказания Агентству лесного хозяйства Камчатского края в виде административного штрафа в размере 5494840 рублей.

Полагая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд влечет административную ответственность.

Согласно пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных, в частности, в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 94-ФЗ в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом государственный или муниципальный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе.

В то же время Законом о размещении заказов допускается возможность изменения контракта на выполнение работ в случаях, если это предусмотрено конкурсной документацией, по
согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ, при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (ч. 6 ст. 9 названного Закона).

Аналогичные правила о возможности изменения условий контракта в ходе его исполнения предусмотрены частью 10 статьи 65 Закона о размещении заказов, в силу которой до 1 января 2010 года в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ, вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом.

Разрешая спор, суды исходили из того, что контракт заключен на основании приказа Агентства от 15.04.2009 N 51-пр “О размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)“, в соответствии с согласованием Государственной инспекции по контролю в сфере размещения заказов для государственных нужд Камчатского края от 14.04.2009 N 24, протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 08.04.2009 N 12к-1. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что условия и цена контракта не могут изменяться в ходе его исполнения.

Однако данный вывод противоречит положениям части 8.4 конкурсной документации для проведения открытого конкурса 12к-09.

Принимая во внимание, что судом оценка данному обстоятельству не дана и не рассмотрен
вопрос о возможности применения к возникшим правоотношениям положений части 10 статьи 65 Федерального закона N 94-ФЗ, выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для изменения условий контракта и законности привлечения к административной ответственности нельзя признать обоснованными.

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 26.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2010 по делу N А24-1160/2010 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.Г.Брагина

Судьи

Л.К.Кургузова

Е.П.Филимонова