Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2010 N Ф03-7208/2010 по делу N А73-1816/2010 Дело по заявлению о признании недействительным решения о доначислении НДС передано на новое рассмотрение в апелляционный суд, так как выводы о том, что предоставление коммунальных услуг учреждением осуществлено в рамках реализации исключительных полномочий, следовательно, средства, полученные за данные услуги, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, не облагаются НДС, основаны на неправильном применении норм материального права, при этом суд не проверил правильность определения налоговым органом налоговой базы по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. N Ф03-7208/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Брагиной Т.Г.

Судей: Филимоновой Е.П., Кургузовой Л.К.

при участии

от Домоуправления N 1 Федерального государственного учреждения “Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Министерства обороны Российской Федерации - Овечкин А.Н., представитель по доверенности от 06.04.2010 б/н;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края - Ищенко Н.А., представитель по доверенности от 18.12.2007 N 9051;

от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Кузьмичева О.Н., представитель по доверенности от 15.09.2010, б/н;

рассмотрел в судебном заседании
кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010

по делу N А73-1816/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шапошникова В.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Гричановская Е.В., Сапрыкина Е.И.

По заявлению Домоуправления N 1 Федерального государственного учреждения “Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Министерства обороны Российской Федерации

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

о признании недействительным решения

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 20 октября 2010 до 11 часов 05 минут.

Домоуправление N 1 Федерального государственного учреждения “Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.12.2009 N 26, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление).

Решением суда от 13.04.2010 учреждению в удовлетворении заявления отказано по мотиву необоснованности требований. Судебный акт мотивирован тем, что операции по реализации оказанных учреждением услуг включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке, поскольку не относятся к исключительным полномочиям в определенной сфере деятельности и не подпадают под льготу, установленную подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ).

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 решение суда первой инстанции отменено. Заявление учреждения о признании недействительным решения инспекции удовлетворено. Суд счел, что предоставление коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация, отопление, возмещение арендодателю затрат по эксплуатации и амортизации арендуемого помещения, услуг по захоронению бытовых отходов) домоуправлением осуществлено в рамках реализации исключительных полномочий Министерством обороны РФ, следовательно, средства, полученные за оказанные услуги, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не облагаются НДС.

В кассационной жалобе инспекция предлагает постановление апелляционного суда отменить, решение первой инстанции - оставить в силе. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судом второй инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Представитель учреждения в суде кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражает и просит постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты ряда налогов за период с 01.01.2006 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 22.10.2009. Рассмотрев акт проверки, а также возражения налогоплательщика инспекцией принято решение от 11.12.2009 N 26 о привлечении учреждения к
налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС. Сумма штрафа, с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ и наличия смягчающих ответственность обстоятельств, составила 203 248 руб. Этим же решением предложено уплатить недоимку в сумме 3 757 072 руб., пени в сумме 167 579 руб., а также уменьшен НДС, предъявленный к возмещению в завышенных размерах, в сумме 4 949 101 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 27.01.2010 N 13-10/767/01623@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы учреждения, решение инспекции оставлено без изменения.

Основанием для доначисления НДС послужили выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком выручки, учитываемой в целях налогообложения, что привело в недоплате налога в бюджет. По мнению налогового органа, оказываемые домоуправлением услуги не подпадают под льготу, предусмотренную подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ.

Согласно указанной правовой норме не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органом местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Проверяя на соответствие закону решение налогового органа, суд первой инстанции проанализировал данную правовую норму и пришел к выводу о том, что ее положения применяются при выполнении одновременно следующих условий: работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в этой сфере деятельности; обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена
законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления.

При разрешении спора судом установлено, что Домоуправление N 1 ФГУ “Бочинская КЭЧ района“ является юридическим лицом. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности учреждению присвоен код 70.32.1 - управление эксплуатацией жилого фонда. Учреждение зарегистрировано в ИФНС России по Комсомольскому району Хабаровского края, имеет движимое имущество в оперативном управлении, представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность, уплачивает налоги. ФГУ “Бочинская КЭЧ района“ с учреждением заключены договоры на снабжение тепловой энергией в горячей воде и паре по тарифам, включающим НДС. Кроме этого, учреждением заключены договоры с индивидуальными предпринимателями на возмездное оказание коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация, отопление; возмещение арендодателю затрат по эксплуатации и амортизации арендуемых помещений, на вывоз бытовых отходов. В проверяемый период учреждение выставляло населению квитанции за реализуемые жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению, водоснабжению, вывозу отходов, канализационному обеспечению по установленным тарифам, в которые включен НДС. Оплату за услуги население производило домоуправлению.

Судом также установлено, что источником содержания Домоуправления N 1 ФГУ “Бочинская КЭЧ района“ являются доходы от выполняемых работ и оказываемых услуг. Дотаций по статье 1241 сметы Министерства обороны РФ учреждение не получало. Доходы и расходы осуществляются за счет собственных средств.

Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) включено в структуру федеральных органов исполнительной власти.

В структуру Минобороны России входят службы Минобороны России и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Согласно Положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны
России осуществляет полномочия по расквартированию и обустройству войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за министерством в соответствии с его назначением.

Аналогичные нормы закреплены в Положении о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75.

Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота общее руководство квартирно-эксплуатационной службой осуществляет КЭУ Министерства обороны РФ.

Пунктом 2.1 Устава ФГУ “Квартирно - эксплуатационное учреждение “Бочинская квартирно-эксплуатационная часть района“ Минобороны России предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных Сил Российской Федерации. Деятельность по обеспечению расквартирования и обустройства воинских частей Вооруженных Сил РФ, стоящих на квартирно-эксплуатационном обеспечении, включает в себя: организацию эксплуатации казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, инженерных сетей, специальных объектов воинских частей; руководство и контроль за ходом подготовки и проведением отопительного периода.

В пункте 2.2 Устава перечислены виды деятельности, которые осуществляет Бочинская КЭЧ района, в целях достижения целей, указанных в пункте 2.1. Устава.

Ссылка апелляционного суда на то, что указанная деятельность осуществляется домоуправлением, ошибочна.

В соответствии с Положением о Домоуправлении N 1 Бочинской КЭЧ района основной задачей домоуправления является сохранение находящегося в их ведении жилищного фонда, обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования жилых домов, а также создание жилищно-бытовых условий для проживающих.

Исследовав уставные документы Домоуправления N 1 ФГУ “Бочинская КЭЧ района“, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оказываемые учреждением услуги не относятся к его исключительным полномочиям в определенной сфере деятельности.

Вывод апелляционного суда о применении к спорным правоотношениям подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ основан на неправильном применении
норм материального права.

При таких обстоятельствах, постановление апелляционного суда на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение, при котором необходимо проверить правильность определения инспекцией налоговой базы по НДС с учетом доводов налогоплательщика, в том числе изложенных в апелляционной жалобе, об отсутствии объекта налогообложения, поскольку денежные средства, собранные за оказанные ФГУ “Бочинская КЭЧ района“ коммунальные услуги в соответствии с утвержденными ценами и тарифами, в полном объеме перечислены в адрес последнего.

При новом рассмотрении дела апелляционному суду также необходимо решить вопрос о расходах по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А73-1816/2010 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Т.Г.Брагина

Судьи:

Е.П.Филимонова

Л.К.Кургузова