Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2010 по делу N А19-1125/09-54-23 Иск о взыскании стоимости поставленного товара, неустойки, судебных расходов удовлетворен частично, поскольку истцом неверно определен период начисления неустойки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2010 г. по делу N А19-1125/09-54-23

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 марта 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 марта 2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Архипенко А.А.,

при ведении протокола судьей Архипенко А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Пожавтокомплект“

к Государственному учреждению “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“

Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области

третье лицо: Агентство по государственному заказу Иркутской области

о взыскании 1 841 047 руб. 50 коп.

при участии представителей:

от истца - Василевский А.А. - представитель по доверенности от
04.03.2010;

от ответчиков - Скориченко Е.И. - представитель по доверенности от 11.01.2010;

Сломенко В.Б. - представитель по доверенности от 15.01.2010;

от Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области - Попов М.В. - представитель по доверенности от 25.12.2009;

от третьего лица - не явился, извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ обратилось к Отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области с требованием о взыскании 3 341 047 руб. 50 коп., составляющих стоимость поставленного 30.10.2008 товара (сапоги специальные защитные резиновые) и пени в размере 64 482 руб. 20 коп., начисленных за период с 01.11.2008 по 18.12.2008.

До рассмотрения дела по существу истец уменьшил сумму иска в части основного долга до 1 841 047 руб. 50 коп., а также заявил требование о взыскании расходов на оплату услуг адвокатов в размере 30 000 руб.

Суд уточнил наименование ответчика - Государственное учреждение “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“.

Ответчик иск не признал, сославшись на заключение им государственного контракта от 07.08.2008 N 1273, на котором основаны требования истца, в интересах и для нужд Иркутской области, и возникновении в этой связи обязательства по оплате поставленной продукции у публично-правового образования.

Решением от 30.04.2009, оставленным в силе апелляционной инстанцией, иск удовлетворен.

Постановлением кассационной инстанции от 26.08.2009 судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд Иркутской области.

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость проверки наличия у ответчика статуса государственного заказчика и исследования судом документов относительно подготовки, организации и проведения открытого аукциона по
поставке сапог специальных защитных резиновых.

Определением от 08.12.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство по государственному заказу Иркутской области.

Истцом заявлено ходатайство об увеличении размера отыскиваемой неустойки до 423 735 руб. 40 коп., за счет увеличении периода просрочки платежа с 01.11.2008 по 10.03.2010 из расчета 13% годовых.

Ходатайство судом удовлетворено.

Истцом заявлено ходатайство не рассматривать его заявление о взыскании судебных расходов, ходатайство удовлетворено.

Обстоятельства дела.

23.07.2008 Агентством по государственному заказу Иркутской области был размещен государственный заказ на проведение открытого аукциона на поставку сапог специальных защитных резиновых; победителем аукциона было признано ООО “Торговый Дом “Пожавтокомплект“.

07.08.2008 между обществом (поставщик) и учреждением (заказчик) по итогам аукциона был заключен государственный контракт N 1273, согласно которому поставщик обязался передать, а последний принять и оплатить товар - сапоги специальные защитные резиновые, указанные в приложении N 1 к контракту.

Цена контракта согласно пункту 1.1 составила 3 341 047 руб. 50 коп.

Поставщик по товарной накладной от 30.10.2008 N 46 передал заказчику сапоги специальные защитные резиновые на сумму 3 341 047 руб. 50 коп.

По условиям раздела 2 контракта оплата за поставленную продукцию производится заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика полностью по факту поставки товара на склад заказчика. Источником финансирования указан областной бюджет.

Однако заказчик оплату полученного товара не произвел, что послужило основанием для обращения поставщика в суд за принудительным взысканием задолженности.

Возражая по существу предъявленных требований, заказчик указал, что надлежащим ответчиком по делу в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ
“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ может и должно быть привлечено публично-правовое образование Иркутская область.

Свое утверждение государственное предприятие обосновало следующими доводами.

Согласно статье 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов.

В 2004 году между МЧС Российской Федерации и администрацией Иркутской области было заключено “Соглашение о передачи друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий“, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 596.

Указанным “Соглашением...“, в частности, было предусмотрено передача Иркутской областью части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров МЧС Российской Федерации с обеспечением финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

В 2005 году в целях реализации “Соглашения...“ Российской Федерацией в лице МЧС России был создан отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, что следует из пункта 1 “Положения об отряде государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области“, утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 25.05.2005 N 183.

На отряд возложено исполнение полномочий Иркутской области в сфере обеспечения противопожарной безопасности в границах Иркутской области.

Пунктом 5 и 7 “Положения об отряде...“ предусмотрено, что источником финансирования отряда будут средства бюджета Иркутской области (в части выполнения функций и полномочий Иркутской области) и федерального бюджета (оплата труда и содержание), а также статус отряда как главного распорядителя денежных средств областного бюджета.

Позднее, 27.12.2007
между Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области заключено новое “Соглашение о передаче друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации осуществления на межмуниципальном Ф.И.О. мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах“, которое также было утверждено постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382.

По условиям “Соглашения...“ - статьи 2, 4 - для реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий МЧС России наделялась необходимыми правами, в том числе правом выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд области; правом выступать в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств на осуществление принятых полномочий; а также необходимыми для реализации полномочий денежными средствами посредством финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

Согласно правовому статус МЧС РФ его территориальные подразделения выступают и действуют от его имени.

Сапоги специальные защитные резиновые являются составной частью экипировки работников отряда (без них невозможно осуществление отрядом принятых на себя МЧС России обязательств по выполнению полномочий Иркутской области в сфере обеспечения противопожарной безопасности на ее территории).

Поэтому, заключая государственный контракт от 07.08.2008 N 1273 на поставку сапог специальных защитных резиновых, по мнению отряда (учреждения), он выступал в интересах субъекта Российской Федерации; контракт заключался для обеспечения потребностей Иркутской области в товарах необходимых для осуществления функций и полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению противопожарной безопасности на территории
области.

Заключению государственного контракта от 07.08.2008 N 1273, предшествовало наделение отряда (учреждения) статусом главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области (в Приложении N 9 к закону Иркутской области от 21.05.2008 N 17-ОЗ “Об областном бюджете на 2008 год“ государственное учреждение “1 ОФПС по Иркутской области“ указан в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств в ведомственной структуре расходов областного бюджета и в соответствии с уведомлением об уточненных лимитах бюджетных обязательств на 2008 год главному распорядителю бюджетных средств предусмотрено выделение 1 720 386 тыс. руб.

Перечисленные обстоятельства приобретение товаров для выполнения полномочий Иркутской области, наделение его статусом главного распорядителя бюджетных средств, выделение ему именно Иркутской областью средств из областного бюджета, а не из федерального бюджета), позволяют, как полагает отряд (учреждение), сделать однозначный вывод о наделении его Иркутской областью статусом государственного заказчика.

В этой связи, отряд (учреждение) настаивают на том, что государственный контракт, заключенный им в качестве государственного заказчика (лица, уполномоченного Иркутской областью), следует считать заключенным им в силу статьи 9 федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ от имени и в интересах Иркутской области, поэтому обязанность по оплате поставленного товара лежит не на нем, а на Иркутской области.

Второй ответчик - Иркутская область - иск не признал, сославшись на недоказанность со стороны отряда (учреждения) факта наделения его Иркутской областью статусом государственного заказчика.

Кроме того, второй ответчик обратил внимание на то, что в силу части 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Иркутская область в
государственном контракте от 07.08.2008 N 1273 не участвует в качестве стороны, а, значит, содержащиеся в нем обязательства, в том числе и по оплате поставленной продукции, на область не распространяются.

Третье лицо представило суду пояснения по предмету спора.

В Иркутской области для целей размещения государственного заказа и именно для нужд Иркутской области был создан специальный орган - Агентство по государственному заказу Иркутской области.

Постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 263-па установлено, что агентство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по размещению областного государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд. При этом Агентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Иркутской области, бюджетными учреждениями, наделенными полномочиями государственных заказчиков.

Пунктом 2 Положения..., утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 263-па предусмотрено, что Агентство размещает заказы исключительно для областных государственных нужд посредством направления государственным заказчиком через автоматизированную систему “Автоматизированный центр контроля - Государственный заказ“ (АС АЦК-Госзаказ) заявок в форме электронного документа, составляемых в соответствии со сводным планом закупок товаров (работ, услуг), а также потребностями и доведенными лимитами бюджетных обязательств.

Поэтому поступившая заявка обязательно проходит проверку в Департаменте финансов Иркутской области на наличие доведенных лимитов бюджетных обязательств и их резервирование через “АЦК-Финансы“.

Представленная отрядом в 2008 году заявка на размещение заказа соответствовала предъявляемым требованиям: представлена главным распорядителя бюджетных средств, прошла необходимую стадию согласования и подтверждения Департаментом (Министерством) финансов Иркутской области и потому на основании пунктов 5, 6, 7 Положения, в результате чего принято решение о принятии ее в обработку, проведен аукцион, и по его результатам заключен государственный контракт.

Государственный
контракт от 07.08.2008 N 1273 заключен для областных государственных нужд, поскольку размещение заказа проводилось через уполномоченный орган, а также тем обстоятельством, что заявка в качестве источника финансирования содержало указание на областной бюджет. Эти положения в дальнейшем нашли свое отражение в документации об аукционе N 350-ОА/08.

Исследовав материалы дела и заслушав доводы сторон, суд считает требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела в 2004 году между МЧС Российской Федерации и администрацией Иркутской области было заключено “Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий“, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 596.

Указанным “Соглашением...“ предусматривалась передача Иркутской областью части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров на территории области МЧС Российской Федерации с обеспечением финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

В 2005 году в целях реализации “Соглашения...“ Российской Федерацией в лице МЧС России был создан отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, что зафиксировано в пункте 1 “Положения об отряде государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области“, утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 25.05.2005 N 183 (наименование которого в дальнейшем изменено на государственное учреждение “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“).

На отряд было возложено исполнение полномочий Иркутской области в сфере обеспечения противопожарной безопасности в границах Иркутской области.

Пунктом 5 и 7 “Положения об отряде...“ предусмотрено, что источником финансирования отряда будут средства бюджета Иркутской области (в части выполнения функций и полномочий Иркутской
области) и федерального бюджета (в части оплаты труда и содержания отряда), а также зафиксирован статус отряда как главного распорядителя денежных средств областного бюджета.

Позднее, 27.12.2007 между Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области заключено новое “Соглашение о передаче друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации осуществления на межмуниципальном Ф.И.О. мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах“, которое также было утверждено постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382.

По условиям “Соглашения...“ - статьи 2.4 - для реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий МЧС России наделялась необходимыми правами, в том числе правом выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд области; правом выступать в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств на осуществление принятых полномочий; а также необходимыми для реализации полномочий денежными средствами посредством финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

Согласно правовому статусу МЧС РФ его территориальные подразделения, в том числе и отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, выступают и действуют от его имени.

В целях обеспечения исполнения отрядом полномочий Иркутской области последним в адрес администрации Иркутской области направлялась бюджетная смета на 2008 год на общую сумму 1 720 386 тыс. руб.

В соответствии с Приложением 9 к Закону Иркутской области N 17-03 от 21.05.2008 “Об областном бюджете на 2008
год“ отряду в соответствии с его заявкой было выделено из областного бюджета ассигнований на сумму 1 720 386 тыс. руб. и отряд был включен в число главных распределителей бюджетных средств Иркутской области.

Таким образом, отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области в силу “Соглашения...“ от 27.12.2007 для реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий был наделен необходимыми правами, в том числе правом выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд области; правом выступать в качестве главного распорядителя областных бюджетных средств на осуществление принятых полномочий; а также необходимыми для реализации полномочий денежными средствами посредством финансирования за счет средств бюджета Иркутской области.

На основании пункта 2.4 “Соглашения...“ и выделенном ему финансированием для реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий отряд обратился в специализированный, созданный Иркутской областью для целей размещения государственного заказа орган - Агентство по государственному заказу Иркутской области с заявкой на размещение областного государственного заказа на поставку товаров для областных государственных нужд.

Пунктом 2 Положения..., утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 263-па предусмотрено, что Агентство размещает заказы исключительно для областных государственных нужд посредством направления государственным заказчиком через автоматизированную систему “Автоматизированный центр контроля - Государственный заказ“ (АС АЦК-Госзаказ) заявок в форме электронного документа, составляемых в соответствии со сводным планом закупок товаров (работ, услуг), а также потребностями и доведенными лимитами бюджетных обязательств.

Агентство проверило доведение лимитов бюджетных обязательств по поступившей заявке и их резервирование через “АЦК-Финансы“ и получив подтверждение Департаменте финансов Иркутской области приступило 23.07.2008 к процедуре размещения заказа для областных государственных нужд, по результатам которой 07.08.2008 между обществом (поставщик) и отрядом государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (заказчик) по итогам аукциона был заключен государственный контракт N 1273, согласно которому поставщик обязался передать, а последний принять и оплатить товар - сапоги специальные защитные резиновые, указанные в приложении N 1 к контракту.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что размещение заказа производилось отрядом для областных государственных нужд и под доведенные Иркутской областью лимиты бюджетных обязательств.

В случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяется Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд“ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона, под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Поскольку отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области в силу “Соглашения...“ от 27.12.2007 заключил государственный контракт N 1273 в целях реализации принятых от Иркутской области как субъекта федерации полномочий и в пределах выделенных для реализации полномочий средств бюджета Иркутской области, то суд находит правильными доводы учреждения о том, что государственный контракт заключен сторонами в рамках вышеназванного Соглашения от имени, за счет средств и в интересах Иркутской области, и обязательства по оплате выполненных истцом работ наряду с заказчиком по данному контракту должно нести публично-правовое образование - Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области.

Поставщик по товарной накладной от 30.10.2008 N 46 передал заказчику сапоги специальные защитные резиновые на сумму 3 341 047 руб. 50 коп.

Данное условие сторонами не оспаривается.

По условиям раздела 4 контракта оплата за поставленную продукцию производится заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика полностью по факту поставки товара на склад заказчик.

Заказчик оплату полученного товара не произвел, ввиду непредставления бюджетом Иркутской области выделенных средств, что подтверждается представленным Управлением федерального казначейства Иркутской области отчетом об исполнении бюджета (строка по 340 статье расходов лимиты бюджетных обязательств Иркутской областью профинансированы не в полном объеме).

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению за счет Иркутской области.

Возражения Иркутской области в лице Министерства финансов о том, что Иркутская область не является участником спорного правоотношения, опровергаются материалами дела.

В случае просрочки оплаты поставленного товара по условиям государственного контракта заказчик обязался уплатить неустойку, в порядке и на условиях, изложенных в пункте 5.1 договора.

Неустойка по условиям договора устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы контракта за каждый день просрочки и уплачивается со дня, следующего после для истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Согласно пункту 4.2 договора оплата должна быть произведена по факту поставки, что при толковании судом в порядке статьи 431 ГК РФ и с учетом положений статьи 486 ГК РФ, указывает на немедленную оплату товара после получения.

Как усматривается из представленной в дело товарной накладной от 30.10.2008 N 46 товар получен заказчиком 30.10.2008.

Следовательно, оплата за товар должна быть произведена не позднее 30.10.2008, а срок просрочки исполнения обязательства начинает течь с 01.11.2008.

Кроме того, по условию пункта 5.1 договора размер ставки рефинансирования ЦБ РФ определяется на день уплаты неустойки, которая на день вынесения решения составляет 8.5% годовых.

Поэтому неустойку следует исчислить за период с 01.11.2008 по 10.03.2010 из расчета 8,5% (1/300=0,028) годовых (Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 N 2399-У), что составит 136 101 руб. 21 коп., в остальной части следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика, в том числе расходы, понесенные лицом, участвующим в деле (ГУ “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“), в связи с рассмотрением кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Пожавтокомплект“ 1 841 047 руб. 50 коп. - основного долга, 255 169 руб. 18 коп. - неустойки, 28 527 руб. 65 коп. - возмещения расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ отказать.

Взыскать с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу Государственного учреждения “1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области“ 1 000 руб. - возмещения расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

А.А.АРХИПЕНКО