Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.09.2010 N Ф03-5699/2010 по делу N А04-6/2010 Заключение органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, является основанием для отказа работодателю и заказчику работ (услуг) в выдаче разрешения на привлечение иностранных работников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2010 г. N Ф03-5699/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Т.Г.Брагиной

Судей: Г.В.Котиковой, С.Ю.Лесненко

при участии

от заявителя: ООО “Строительная компания “Востокстройинвест“ - представитель не явился

от ответчика: Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области - представитель не явился

от третьего лица: Управления занятости населения Амурской области - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления занятости населения Амурской области

на решение от 05.03.2010

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010

по делу N А04-6/2010

Арбитражного суда Амурской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: С.А.Антонова, в апелляционном суде
судьи: Т.Д.Пескова, Е.В.Гричановская, Е.А.Швец

По заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Строительная компания “Востокстройинвест“

к Управлению Федеральной миграционной службы по Амурской области

3-е лицо - Управление занятости населения Амурской области

об оспаривании ненормативных правовых актов

Общество с ограниченной ответственностью “Строительная компания “Востокстройинвест“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными и отмене отказа от 24.12.2009 N 8/3657 Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников (частично); заключения от 21.12.2009 N 01-04/3352 Управления занятости населения Амурской области о нецелесообразности привлечения 294 иностранных работников заявленным профессиям; об обязании УЗН по Амурской области выдать положительное заключение о привлечении и об использовании иностранных работников по заявлению общества от 07.12.2009 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Зейского района Амурской области в количестве 294 человек, срок действия которого составляет с 30.12.2009 по 29.12.2010; об обязании УФМС по Амурской области выдать разрешение на работу иностранным гражданам по заявлению общества от 07.12.2009 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Зейского района Амурской области в количестве 294 человек, срок действия которого с 30.12.2009 по 29.12.2010.

В порядке статьи 49 АПК РФ общество уточнило заявленные требования в части оспаривания заключения УЗН по Амурской области и просило признать незаконными действия (бездействие) управления при вынесении заключения от 21.12.2009 N 01-04/3352 о нецелесообразности привлечения 294 иностранных работников заявленным профессиям.

Решением суда от 05.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда 15.06.2010, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной Управлением занятости населения по Амурской области в Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, приводятся доводы о неправильном применении судами норм материального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.

Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО СК “Востокстройинвест“ обратилось в УФМС России по Амурской области с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников из КНР на территории Зейского района на срок с 30.12.2009 по 29.12.2010 по следующим специальностям: вальщик леса - 52, переводчик - 4, начальник бригады - 14, сортировщик - 24, контролер-учетчик - 15, водитель автомобиля - 52, тракторист - 33, чокеровщик - 28, слесарь строительный - 12, стропальщик - 19, загрузчик-выгрузчик - 36, рамщик - 116, повар - 14, всего 419 человек. УФМС России по Амурской области письмом от 24.12.2009 N 8/3657 отказало обществу в предоставлении государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении 294 граждан КНР. В качестве основания к отказу указано заключение Управления труда и занятости населения Амурской области от 21.12.2009 N 01-04/3352.

Общество полагая, что отказ УФМС России по Амурской области и действия УЗН по Амурской области,
результатом которых, по его мнению, стало вынесение неправомерного заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, оказало негативное влияние на результаты его производственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 310 для ООО СК “Востокстройинвест“ утверждены сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2009 году в количестве 930 человек. Заключение о нецелесообразности привлечения 294 иностранных работников привело к нарушению прав общества в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ (далее - Закон о занятости) определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. Положения об управлении занятости населения Амурской области, утвержденного Постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 496, Управление занятости населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере занятости населения на территории Амурской области.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.

Согласно части второй названной статьи привлечение и
использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).

В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации
в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).

В рассматриваемом случае, исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов, в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“, пунктом 3.5.11 Положения об управлении занятости населения в Амурской области, пунктом 60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 294 иностранных граждан.

При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания незаконными отказа Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области, действий Управления занятости населения Амурской области по вынесению заключения от 21.12.2009 N 01-04/3352 у судебных инстанций не имелось.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 05.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А04-6/2010 Арбитражного суда Амурской области отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью “Строительная компания “Востокстройинвест“ в удовлетворении требований отказать.

Поворот исполнения решения от 05.03.2010 в части взыскания в пользу ООО “Строительная компания “Востокстройинвест“ судебных расходов произвести Арбитражному суду Амурской области.

Выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.Г.Брагина

Судьи

Г.В.Котикова

С.Ю.Лесненко