Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.09.2010 N Ф03-6066/2010 по делу N А73-3012/2010 Заявление о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - ливневой канализационной сети - удовлетворено правомерно, поскольку заявитель представил необходимый пакет документов, подтверждающих, что ливневая канализационная сеть является объектом недвижимого имущества и что на спорный объект отсутствуют регистрация права и имеющиеся ограничения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2010 г. N Ф03-6066/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Л.Б.Шариповой

Судей: О.П.Дружиной, С.Н.Новиковой

при участии

от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Е.К.Ефимкова, консультант, доверенность от 24.12.2009 N 13540/02-04

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: В.Ю.Дрыгина, ведущий специалист-эксперт, доверенность от 22.03.2010 N 31

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

на решение от 21.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010

по делу N А73-3012/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в
суде первой инстанции судья С.Д.Степина, в суде апелляционной инстанции судьи А.И.Михайлова, Е.В.Гричановская, Е.И.Сапрыкина

по заявлению Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“

о признании незаконным отказа

Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее - ДМС г. Хабаровска, Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, регистрирующий орган) от 12.01.2010 N 01/141/2009-616 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение “Ливневая канализационная сеть“ протяженностью 2326,3 п.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. профессора Даниловского М.П.; и обязании зарегистрировать за муниципальным образованием городской округ “Город Хабаровск“ право муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ филиал по Хабаровскому краю (далее - ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“, предприятие).

Решением арбитражного суда от 21.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе Управление Росреестра по Хабаровскому краю просит решение арбитражного суда от 21.04.2010, постановление апелляционного суда от 24.06.2010 отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода судов о том, что при проведении правовой
экспертизы представленных Департаментом документов регистрирующим органом не установлено предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о госрегистрации прав) оснований для отказа в государственной регистрации. Считает, что проведение инвентаризации, технического учета, оформление кадастрового паспорта не имеет правового значения и не свидетельствует о наличии у спорного объекта признаков недвижимого имущества. Полагает, что Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - Общероссийский классификатор основных фондов), на который ссылается арбитражный суд, не применим для разрешения данного спора. Указывает на неприменение судами положений статей 9, 13, 17, 20 Закона о госрегистрации прав, подлежащих применению в данном случае. Считает незаконным вывод арбитражного суда об обязании Управления Росреестра по Хабаровскому краю зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

В отзыве на кассационную жалобу ДМС г. Хабаровска выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Полагает, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, предусмотренных статьей 20 Закона о госрегистрации прав, у регистрирующего органа не имелось. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Хабаровскому краю и Департамента поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.

ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Проверив законность обжалуемых судебных актов
с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о том, что они подлежат изменению на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Как установлено судами в соответствии с материалами дела, решением 6-ой сессии 21 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 спорный объект недвижимости отнесен к муниципальной собственности г. Хабаровска.

Согласно кадастровому паспорту от 05.08.2009, полученному в Хабаровском краевом государственном унитарном предприятии технической инвентаризации и оценки недвижимости, сооружение “Ливневая канализационная сеть“, протяженностью 2326,3 п.м, по адресу: г. Хабаровск, ул. профессора Даниловского М.П.; является объектом недвижимого имущества, сооружению присвоен инвентарный номер 08:401:002:000002910.

В этой связи (24.12.2009) ДМС г. Хабаровска обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующий орган письмом от 12.01.2010 N 01/141/2009-616 уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости. В качестве основания для отказа Управление Росреестра по Хабаровскому краю со ссылкой на абзац 2 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав указало на то, что сооружение “Ливневая канализационная сеть“ не относится к объектам недвижимого имущества, поскольку представляет собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, у которого отсутствует прочная связь с землей.

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности явился основанием для обращения ДМС г. Хабаровска в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 4 Закона о госрегистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с
ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.

В соответствии со статьей 20 Закона о госрегистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В Общероссийском классификаторе основных фондов, к сооружениям отнесены инженерно-строительные объекты, предназначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. При этом объектом, выступающим как сооружение, является каждое сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также ГОСТу 25150-82 “Канализация. Термины и определения“, канализационная (ливневая) сеть представляет собой систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Ливневая канализация прокладывается по определенным правилам в соответствии со СНиПами и ГОСТами. Ливневые
сооружения, представляющие собой ливневую канализационную сеть, как правило, располагаются над или под другим линейным объектом, над или под землей и проходят вдоль дорог, имеют выход к месту сброса в строго определенном месте.

Удовлетворяя заявление ДМС г. Хабаровска, арбитражный суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, применив вышеназванные нормы материального права, исходил из неправомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества.

При этом апелляционный суд установил, что Департамент, обращаясь за регистрацией права собственности на этот объект недвижимости, представил необходимый пакет документов, из которого следует, что ливневая канализационная сеть является объектом недвижимого имущества, а также то, что на спорный объект недвижимости отсутствует регистрация права и имеющиеся ограничения.

Кроме того, судами установлено, что этот объект недвижимости относится к сетям водоотведения, представляет собой систему траншей, колодцев, иных стационарных элементов, расположенных в земле и его функционирование возможно только в привязке к земле.

В этой связи арбитражные суды пришли к выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности ДМС г. Хабаровска на спорный объект недвижимости.

Выводы арбитражных судов в этой части сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 АПК РФ, в связи с чем отклоняются кассационным судом.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

В то же время кассационная инстанция считает, что арбитражный
суд первой инстанции неправомерно обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о госрегистрации прав государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Поскольку регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав, то арбитражный суд первой инстанции не вправе был указывать на совершение регистрационных действий в течение месячного срока с момента вступления решения в законную силу, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат изменению на основании статьи 288 (ч. 2) АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А73-3012/2010 Арбитражного суда Хабаровского края изменить.

Исключить из резолютивной части решения указание суда на срок проведения государственной регистрации.

В остальном указанные судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Б.Шарипова

Судьи

О.П.Дружина

С.Н.Новикова