Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.09.2010 N Ф03-5730/2010 по делу N А04-605/2010 Исковое требование о взыскании убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья военнослужащему, правомерно удовлетворено за счет средств казны Российской Федерации ввиду доказанности факта ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2010 г. N Ф03-5730/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: О.В.Цирулик

Судей: О.Г.Красковской, Г.А.Камалиевой

при участии

от истца: Воробьева Е.А. - представитель по доверенности от 31.05.2010 N 01-10/2507

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации

на решение от 22.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010

по делу N А04-605/2010 Арбитражного суда Амурской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Г.А.Дорощенко, в апелляционном суде судьи И.В.Иноземцев, Л.Г.Малышева, А.А.Тихоненко

по иску администрации г.Благовещенска

к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в
лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

о взыскании 3 222 464 руб. убытков

Администрация г.Благовещенска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ, ответчик) о взыскании убытков в размере 3 222 464 руб., связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья военнослужащему Михайлову В.Г., уволенному в запас.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - Минфин РФ).

Определением от 05.04.2010 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением от 22.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации.

Минфин РФ в кассационной жалобе просит решение от 22.04.2010 и постановление апелляционного суда от 22.06.2010 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что поскольку функции обеспечения жильем военнослужащих законодательно закреплены за органами местного самоуправления, то исполнение судебного акта об изменении способа исполнения решения должно производиться муниципальным образованием за счет собственных бюджетных средств. По мнению заявителя жалобы, к взысканию денежных средств с федерального бюджета привело бездействие администрации по исполнению судебного акта о выделении жилплощади. Также считает, что Минфин не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ.

В отзыве на кассационную жалобу администрация не согласившись с доводами, изложенными
в ней, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

В заседании суда кассационной инстанции представитель истца, не согласившись с доводами кассационной жалобы, просил решение и постановление оставить без изменения как законные и обоснованные.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании вступившего в законную силу решения Благовещенского городского суда Амурской области от 05.12.2007 по делу N 2-4463/07 за уволенным в запас военнослужащим Михайловым В.Г. признано право на внеочередное обеспечение жилым помещением. При этом суд обязал администрацию г.Благовещенска предоставить Михайлову В.Г. отдельное благоустроенное жилое помещение, расположенное в г.Благовещенске, на состав семьи четыре человека, общей площадью не менее 72 кв.м. на условиях договора социального найма.

Определением Благовещенского городского суда от 23.09.2009 изменен способ исполнения решения Благовещенского городского суда от 05.12.2007 путем взыскания с администрации г. Благовещенска в пользу Михайлова В.Г. денежной суммы в размере 3 217 464 руб.

Кассационным определением от 16.10.2009 определение суда от 23.09.2009 оставлено без изменения.

Во исполнение определения от 23.09.2009 Благовещенским городским судом 29.10.2009 выдан исполнительный лист ВС N 00004593408 на указанную выше сумму, которая платежным поручением N 16 от 21.01.2010 была фактически выплачена администрацией Михайлову В.Г.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском на основании статьи 15 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи
3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ “О статусе военнослужащих“ социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с
принятием соответствующего решения.

В силу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

С этой связи вывод судов о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ “О статусе военнослужащих“, в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования, является обоснованным.

В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.

Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судами установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами,
то вывод судов об обоснованности исковых требований администрации является правомерным.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

Решение 22.04.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А04-605/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.В.Цирулик

Судьи

О.Г.Красковская

Г.А.Камалиева