Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2010 N Ф03-5372/2010 по делу N А04-4331/2009 Если потребители муниципального образования потребляют более восьмидесяти процентов (в натуральном выражении) услуг и товаров организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих системы коммунальной инфраструктуры, используемые в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, тарифы на эти товары и услуги регулируются органом муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2010 г. N Ф03-5372/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Т.Г.Брагиной

Судей: Г.В.Котиковой, О.Г.Красковской

при участии

от заявителя: ОАО “РЖД“ в лице “ДВЖД“ - филиала “РЖД“ - Бескровная О.А. - ведущий юрисконсульт, дов. N 232 от 02.04.2010

от ответчика: Тындинской городской Думы - представитель не явился

от третьего лица: Прокуратуры Амурской области, МУП г.Тынды “Очистные сооружения-2“, Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Администрации г.Тында - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

ОАО “РЖД“ в лице “ДВЖД“ - филиала ОАО “РЖД“

на решение от
28.05.2010

по делу N А04-4331/2009

Арбитражного суда Амурской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: О.Г.Голубь, В.И.Котляревский, И.А.Москаленко

По заявлению ОАО “РЖД“ в лице “ДВЖД“ - филиала ОАО “РЖД“

к Тындинской городской Думе

3-и лица - Прокуратура Амурской области, МУП г.Тынды “Очистные сооружения-2“, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Администрация г.Тында

о признании недействующим нормативного правового акта

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 210-ФЗ имеет дату 30.12.2004, а не 31.12.2004.

ОАО “Российские железные дороги“ в лице Дальневосточной железной дороги-филиала ОАО “РЖД“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Тындинской городской Думе о признании недействующим решения Тындинской городской Думы от 27.03.2009 N 505 “Об утверждении тарифа на водоотведение и очистку сточных вод для МУП г.Тында “Очистные сооружения-2“, как несоответствующее Федеральному закону от 31.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены прокуратура Амурской области, муниципальное унитарное предприятие г.Тынды “Очистные сооружения - 2“, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, администрация г.Тында.

Решением суда от 05.10.2009 заявленные требования удовлетворены, решение Думы от 27.03.2009 N 505 признано недействующим.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2010 решение суда от 05.10.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в этот же суд.

По результатам нового рассмотрения решением от 28.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, ОАО “Российские железные дороги“ в лице Дальневосточной железной дороги-филиала ОАО
“РЖД“ и его представитель в судебном заседании, просили решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, а именно не дана оценка производственной программе организации коммунального комплекса.

Тындинская городская Дума, прокуратура Амурской области, муниципальное унитарное предприятие г.Тынды “Очистные сооружения - 2“, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, администрация г.Тында надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решением Тындинской городской Думы от 27.03.09 N 505 утвержден тариф на водоотведение и очистку сточных вод для МУП “Очистные сооружения-2“ в размере 15,99 руб./куб.м. со сроком действия с 1 мая 2009 года по 30 апреля 2010 года. Решение опубликовано в газете “Авангард“ от 03.04.2009.

Считая указанный нормативный акт не соответствующим действующему законодательству, ОАО “Российские железные дороги“ в лице Дальневосточной железной дороги-филиала ОАО “РЖД“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из соответствия оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству в области тарифного регулирования, правомерно исходя из следующего.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1
статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ на основе принципов, изложенных в статье 3, одним из которых является принцип полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

Формирование тарифов производится в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 “Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“.

Из положений статей 4, 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ пунктов 14, 18, 19 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 “Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса“ следует, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также право определения метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и методов определения нормативов потребления коммунальных услуг предоставлено
органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

Как следует из материалов дела, Решением Тындинской городской Думы от 01.12.2006 N 132 полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в городском округе Тында закреплены за представительным органом муниципального образования - Тындинской городской Думой.

Далее, из пункта 2 Основ ценообразования следует, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

На основании положений частей 2, 3, 7 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации
коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса

В рассматриваемом случае, арбитражный суд, делая вывод о соответствии решения регулирующего органа критерию законности, исходил из того, что производственная программа, представленная предприятием в целях формирования тарифа на услуги водоотведения на 2009 год, согласована решением Думы от 27.03.2010 N 497, экономическая обоснованность тарифа, кроме того, подтверждена письмом компетентного органа - Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11.06.2009 N 01-07/923.

Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для признания недействующим решения Тындинской городской Думы от 27.03.2009 N 505 “Об утверждении тарифа на водоотведение и очистку сточных вод для МУП г.Тында “Очистные сооружения-2“ не имеется. Оспариваемым нормативным правовым актом не затронуты и не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.05.2010 по делу N А04-4331/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.Г.Брагина

Судьи

Г.В.Котикова

О.Г.Красковская