Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.09.2010 N Ф03-5197/2010 по делу N А16-248/2010 Правомерно отказано в признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, установленной статьей 12.34 КоАП РФ, за нарушение требований по содержанию железнодорожных переездов, так как факт отсутствия на железнодорожных переездах сопряжения настила с проезжей частью и направляющих столбиков подтвержден представленными доказательствами, в том числе актом проверки, подписанным представителем общества без замечаний.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2010 г. N Ф03-5197/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Г.А.Суминой

Судей: В.М.Голикова, О.Н.Трофимовой

при участии

от ОАО “Российские железные дороги“ - Комаров Е.Н., представитель по доверенности от 15.10.2009 N 828;

от Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Еврейской автономной области - представитель не явился;

от заинтересованного лица: Биробиджанской транспортной прокуратуры - представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

на решение от 22.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010

по делу N А16-248/2010

Арбитражного суда Еврейской автономной
области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.В.Янина; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В.Гричановская, Т.Д.Пескова, Е.И.Сапрыкина

по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Еврейской автономной области

заинтересованное лицо: Биробиджанская транспортная прокуратура

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

Арбитражный суд Еврейской автономной области решением от 22.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010, отказал открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“, общество) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Еврейской автономной области (далее - ГИБДД УВД по ЕАО, административный орган) N 387 от 18.02.2010 о привлечении общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с наложением штрафа в размере 20 000 руб.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Биробиджанская транспортная прокуратура (далее - прокуратура).

В кассационной жалобе ОАО “РЖД“ и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагают указанные судебные акты отменить.

Представители ГИБДД УВД по ЕАО и прокуратуры в заседание суда не явились, отзывы на жалобу не представили.

Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя ОАО “РЖД“, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.

Заявитель жалобы считает, что суды, отклоняя требования ОАО “РЖД“, не приняли во
внимание доводы общества о том, что акт проверки от 22.01.2010 не является доказательством нарушения Биробиджанской дистанцией пути пункта 3.5 Инструкции N ЦП-566 и ГОСТа Р52290-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования“, поскольку не содержит сведений о том, какие требования данной Инструкции и других нормативных актов нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Кроме того, заявитель жалобы отрицает факты выявления таких нарушений как несоответствие дорожного знака 1.3.2 “Многопутная железная дорога“ на железнодорожном переезде 8347 км требованиям ГОСТа Р52290-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Дорожные знаки. Общие технические требования“, загрязнение желобов на железнодорожном переезде “Биршоссе“, отсутствие направляющих столбиков на железнодорожном переезде “Чермет“, отсутствие сопряжения настила с проезжей частью на железнодорожном переезде “Чермет“ и “Рыбсбыт“.

Как видно из материалов дела, прокуратурой, совместно с ГИБДД УВД по ЕАО с участием исполняющего обязанности главного инженера Биробиджанской дистанции пути проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на железнодорожном транспорте при содержании и эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся на балансе Биробиджанской дистанции пути и расположенных на территории города Биробиджана.

По результатам проверки Биробиджанский транспортный прокурор, при наличии надлежащего уведомления ОАО “РЖД“, вынес постановление от 01.02.2010 N 5 о возбуждении дела об административном правонарушении, выразившемся в нарушении обществом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ (далее - Закон о железнодорожном транспорте), пунктов 3.5, 3.6 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 29.06.1998 N ЦП-566 (далее - Инструкция N ЦП-566).

В соответствии с требованием статьи 23.3 КоАП РФ
указанное постановление прокурора передано на рассмотрение в ГИБДД УВД по ЕАО, которой подведомственно рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора ГИБДД УВД по ЕАО от 18.02.2010 N 387 ОАО “РЖД“ привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 12.34 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 20 000 руб.

Данные обстоятельства явились поводом для обращения ОАО “РЖД“ в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.

В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями Ф.И.О. (далее - железнодорожные переезды) осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других
участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Согласно пункту 3.6.3 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной Министерством путей сообщения России 01.07.2000 N ЦП-774 переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами. На подходах к переездам должны быть предупредительные знаки: со стороны подхода поездов - сигнальный знак С (свисток), со стороны автомобильной дороги - знаки, предусмотренные в Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов в соответствии с Правилами дорожного движения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1.1 Инструкции, утвержденной МПС РФ 29.06.1998 N ЦП-566, а не пункт 11.

В силу пункта 11 Инструкции N ЦП-566 железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями Ф.И.О. оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.

Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации, настоящей Инструкции.

Пунктом 3.1 Инструкции N ЦП-566 установлено, что все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных
дорог Российской Федерации, настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения“, ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“.

В силу пункта 3.5 Инструкции N ЦП-566 проезжая часть дороги на подходах к переезду и в его границах, а также настил, сигнальные столбики, перила и ограждения барьерного или парапетного типа должны соответствовать типовому проекту переезда.

Настил переезда должен соответствовать утвержденной МПС России конструкции. Путь под настилом может быть как на деревянных, так и на железобетонных шпалах.

В зависимости от конструкции настила по типовому проекту для обеспечения беспрепятственного прохода колесных пар подвижного состава в пределах настила могут укладываться контррельсы. Их концы на длине 50 см отгибаются внутрь колеи на 25 см. Ширина желоба устанавливается в пределах 75 - 110 мм, а глубина - не менее 45 мм.

Направляющие столбики устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м.

Пункт 3.6 Инструкции N ЦП-566 предписывает, что на подходах к переездам со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного устанавливаются предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 “Однопутная железная дорога“ или 1.3.2 “Многопутная железная дорога“ и другие знаки.

С 01.01.2006 введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования“ (далее - ГОСТ Р 52290-2004).

Согласно пункту 5.2.1 ГОСТа Р 52290-2004 дорожные знаки изготовляют с использованием световозвращающих материалов, с внутренним освещением, с внешним освещением. Все детали и сборочные единицы знаков должны быть изготовлены
из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие (пункту 5.2.4).

Пункт 5.3 ГОСТа Р 52290-2004 устанавливает требования к материалам, из которых изготавливаются знаки: изображения знаков следует выполнять световозвращающими материалами или красками, обеспечивающими значения координат цветности; материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- железнодорожный переезд 8347 км. оборудован предупреждающим дорожным знаком 1.3.2 “Многопутная железная дорога“, который требует освежения его окраски;

- на железнодорожном переезде “Биршоссе“ не очищены желоба;

- на железнодорожном переезде “Чермет“ с правой стороны по ходу движения отсутствует направляющий столбик, а также отсутствует сопряжение настила с проезжей частью;

- на железнодорожном переезде “Рыбсбыт“ отсутствует сопряжение настила с проезжей частью, и дорожный знак 1.3.1 “Однопутная железная дорога“ необходимо обновить;

- на железнодорожном переезде “5-я ветка“ с правой стороны по ходу движения отсутствует направляющий столбик.

Факты нарушения обществом требований по содержанию и эксплуатации железнодорожных переездов зафиксированы в акте проверки от 22.01.2010 и постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2010, которые подписаны представителем дороги без каких-либо замечаний.

Кроме того, факт нарушения на момент проведения проверки обязательных требований к содержанию железнодорожных переездов подтвержден самим обществом в письме от 25.02.2010 N 21, согласно которому по выявленным в ходе проверки семи замечаниям составлены мероприятия, определены сроки устранения и ответственные лица. По состоянию на 25.02.2010 проведена работа по устранению выявленных замечаний на железнодорожных переездах, расположенных по ст. Биробиджан: “Биршоссе“ - выполнена очистка желобов; заменены на новые предупреждающие знаки на железнодорожных переездах 8347 км. и “Рыбсбыт“. Направляющие столбики планируется установить до 30.03.2010 по
мере оттаивания балласта, выправка сопряжения настила с проезжей частью будет произведена в срок до 15.04.2010 при повышении температуры воздуха выше нуля градусов.

С учетом изложенных обстоятельств суды сделали правильный вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.

В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 22.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А16-248/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Г.А.Сумина

Судьи:

В.М.Голиков

О.Н.Трофимова