Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2010 N Ф03-6090/2010 по делу N А51-14832/2009 Если денежные средства, предусмотренные на компенсацию понесенных истцом расходов по предоставлению льгот по оплате электроэнергии отдельной категории граждан, возвращены в федеральный бюджет, расходы, связанные с предоставлением льгот, подлежат возмещению за счет казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2010 г. N Ф03-6090/2010

Резолютивная часть постановления от 24 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: С.Е. Лобаря

Судей: О.П. Дружиной, С.Н. Новиковой

при участии

представители не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 19.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010

по делу N А51-14832/2009 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А.Галочкина; в апелляционном суде судьи: К.П.Засорин, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков

По иску открытого акционерного общества “Дальневосточная энергетическая компания“ в лице Владивостокского расчетно-контрольного центра Дальэнергосбыта

к Министерства
финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г.Владивостока, администрация Приморского края, Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации

третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края

о взыскании 3 335 руб. 25 коп.

Открытое акционерное общество “Дальневосточная энергетическая компания“ в лице Владивостокского расчетно-кассового центра Дальэнергосбыта (далее - ОАО “ДЭК“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Приморского края (далее - Министерство финансов РФ), Департаменту финансов Приморского края, Управлению финансов и экономики администрации г.Владивостока о взыскании 3 335 руб. 25 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот узникам концлагерей в период с июня по июль 2008 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Приморского края.

Решением арбитражного суда от 19.04.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010, исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 2 189 руб. 34 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате электроэнергии узникам концлагерей должна осуществляться за счет средств краевого бюджета в связи с чем у суда отсутствовали
основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации. Кроме того, считает ошибочным вывод суда о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 328 руб. 20 коп.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. При этом истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.

Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО “ДЭК“ в период с июня по июль 2008 года при оказании услуг подачи электроэнергии предоставило льготу в размере 50% для гражданам, подпадавших под действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, далее - Закон о ветеранах).

Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, составил 3 335 руб. 25 коп.

В соответствии со статьей 15 Закона о ветеранах узникам концлагерей
предоставляется льгота в виде 50 процентной оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а также льгота по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими.

При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерацией по предметам совместного ведения исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот по оплате коммунальных услуг льготной категории граждан по Закону о ветеранах должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о ветеранах установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 14 - 19, 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением узникам концлагерей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону о ветеранах.

Как установлено судом, из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 год“ в бюджет субъекта Российской Федерации (Приморский край) на
оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан выделено 1 274 425,60 руб., а также остаток федеральных средств 2007 года в размере 188 324, 32 руб., из которых Департаментом социальной защиты населения Приморского края израсходовано 954 828 610,24 руб. Платежным поручением N 36674 от 30.03.2009 остаток в сумме 507 921 308,24 руб. перечислен на счет Министерства финансов РФ.

Доказательств нецелевого использования полученных Приморским краем бюджетных средств не представлено.

Арбитражный суд, оценив согласно статье 71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства в совокупности, обоснованно признал их достоверно подтверждающими факт оказания истцом спорных услуг, а также учитывая, что денежные средства, предусмотренные на компенсацию понесенных истцом расходов, возвращены в федеральный бюджет, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания расходов истца в сумме 2 189 руб. 34 коп за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

При этом суд первой инстанции правомерно взыскал с Министерства финансов РФ судебные расходы в сумме 328 руб. 20 коп, поскольку освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в силу части 2 статьи 287 АПК РФ. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

Решение от 19.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А51-14832/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Приостановление исполнения судебных актов отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

С.Е.Лобарь

Судьи:

О.П.Дружина

С.Н.Новикова