Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2010 N Ф03-5922/2010 по делу N А51-11879/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в утверждении обществу акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта отказано правомерно, поскольку испрашиваемый земельный участок является особо охраняемой территорией, статус которого влечет использование земель по целевому назначению, что не соответствует целям общества в отношении него.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2010 г. N Ф03-5922/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии
от закрытого акционерного общества “СКАТ“: Савин А.В., генеральный директор; Ванбаочан М.Ф., представитель по доверенности б/н от 24.08.2010;
от администрации Шкотовского муниципального района: Калашник Т.О., представитель по доверенности N 14-175 от 29.01.2010;
от третьих лиц: администрации Подъяпольского сельского поселения - представитель не явился; рыболовецкого колхоза “Первое мая“ - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “СКАТ“
на решение от 11.03.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010
по делу N А51-11879/2009
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Голоузова О.В.; в суде апелляционной инстанции судьи Еремеева О.Ю., Симонова Г.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению закрытого акционерного общества “СКАТ“
к администрации Шкотовского муниципального района
третьи лица: администрация Подъяпольского сельского поселения, рыболовецкий колхоз “Первое мая“
о признании незаконным действия
Закрытое акционерное общество “СКАТ“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным отказа администрации Шкотовского муниципального района (далее - Администрация) в утверждении обществу акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта согласно акту о выборе земельного участка площадью 90 га под строительство склада сыпучих материалов (угольный терминал) южнее п. Мысовой Шкотовского района, изложенного в письме от 03.12.2008 N 8-2128; признании незаконным отказа администрации в утверждении обществу акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта согласно акту о выборе земельного участка площадью 90 га под строительство склада сыпучих материалов (угольный терминал) южнее п. Мысовой Шкотовского района, изложенного в письме от 15.06.2009 N 8-1118; обязании Администрацию в двухнедельных срок со дня принятия решения по данному делу утвердить обществу акт выбора земельного участка площадью 90 га под строительство склада сыпучих материалов (угольный терминал) южнее п. Мысовой Шкотовского района и принять решения о предварительном согласовании места размещения объекта под строительство склада сыпучих материалов (угольный терминал) южнее п. Мысовой Шкотовского района.
Определениями от 30.09.2009, 03.12.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Подъяпольского сельского поселения и рыболовецкий колхоз “Первое мая“.
Решением суда от 11.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемые действия Администрации признаны незаконными, в части требования об обязании утвердить акт выбора спорного земельного участка в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 решением суда отменено в части. В удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции в полном объеме и с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права.
Доводы жалобы поддержаны представителями общества в суде кассационной инстанции.
Заявленные требования уточнены в дополнениях к кассационной жалобе (входящий N 62677 от 19.08.2010).
Администрация в отзыве на кассационную жалобу, ее представитель в суде кассационной инстанции отклоняют доводы общества, считают принятое судом апелляционной инстанции постановление законным и обоснованным.
Администрация Подъяпольского сельского поселения и рыболовецкий колхоз “Первое мая“ отзывы на кассационную жалобу не представили, в судебном разбирательстве по делу участия не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.10.2008 общество направило в Администрацию документы для рассмотрения и утверждения акта выбора земельного участка (трассы) общества под проектирование склада сыпучих материалов (угольный терминал) южнее п.Мысовой.
Письмом от 03.12.2008 N 8-2128 Администрация сообщила обществу о невозможности утверждения акта выбора земельного участка в связи с отсутствием документов с результатами проведенных общественных слушаний и несогласованием вопроса с действующей администрацией Подъяпольского сельского поселения.
Письмом от 18.05.2009 общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта - склада сыпучих материалов (угольного терминала) южнее п.Мысовой.
Письмом от 15.06.2009 N 8-1118 Администрация повторно отказала обществу в утверждении акта выбора земельного участка.
Не согласившись с действиями Администрации по отказу в утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта, посчитав их нарушающими права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период осуществления процедуры выбора спорного земельного участка, выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 того же Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 указанного Кодекса) или решение об отказе в размещении объекта.
Судами обеих инстанций установлено, что основаниями для отказа в утверждении акта выбора спорного земельного участка явились: отсутствие документов с результатами проведенных общественных слушаний и несогласование вопроса с действующей администрацией Подъяпольского сельского поселения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, что указанные выше основания для отказа не соответствуют действующему законодательству, но при этом установил, что права и законные интересы общества не нарушены.
Данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны на основании следующих обстоятельств дела.
Испрашиваемый земельный участок частично подпадает под земли особо охраняемых территорий и объектов общей площадью 5 га, что подтверждается заключением межрайонного отдела N 7 Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю от 07.08.2006 N 231; письмами от 19.05.2008 N 95, от 19.10.2009 N 101.
Согласно письму Управления природных ресурсов Приморского края от 26.04.2007 N 7-21/47/184 спорный земельный участок входит в состав земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения “Лесопарковая зона с. Подъяпольск“, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 17.12.1993 N 470 “О выделении особо охраняемых природных территорий рекреационного назначения в Приморском крае“.
Следовательно, судом установлен из материалов дела статус испрашиваемого земельного участка - земли особо охраняемых территорий.
Статус спорных земель влечет использование их исключительно по целевому назначению, что предусмотрено пунктом 5 статьи 98 ЗК РФ, и не согласуется с тем, что обществом запрашиваемый земельный участок планируется использовать под строительство и эксплуатацию склада сыпучих материалов (угольного терминала).
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что на спорном земельном участке находятся земли рыболовецкого колхоза “Приморец“ (налагаемая территория 3,6 га) и скважины водопровода для водоснабжения п. Подъяпольск и п. Мысовой.
Судом дана оценка доводам общества о том, что корректировка границ испрашиваемого земельного участка невозможна в силу местоположения участков смежных землепользователей (с 3-х сторон ограничен близко расположенными населенными пунктами - 500 м, с четвертой стороны - зоной особо охраняемых территорий и морским побережьем с 500-метровой водоохраной зоной).
Все обстоятельства дела оценены судом, а в силу статьи 286 АПК РФ у кассационной инстанции отсутствуют полномочия по их переоценке, на что направлены по существу доводы кассационной жалобы.
Исходя из вышеизложенного, а также руководствуясь частью 1 статьи 198 АПК РФ, согласно которой граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что права и законные интересы общества не нарушены, что позволило суду отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, отменив в части решение суда первой инстанции.
Основания для отмены постановления апелляционного суда у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А51-11879/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Сумина Г.А.
Судьи:
Голиков В.М.
Трофимова О.Н.