Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.08.2010 N Ф03-5718/2010 по делу N А73-1477/2010 Постановление органа пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенное в отношении бюджетного учреждения, является исполнительным документом и подлежит исполнению органом казначейства в порядке, установленном бюджетным законодательством, при отсутствии у должника счетов в кредитных организациях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. N Ф03-5718/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Филимоновой Е.П.
Судей: Брагиной Т.Г., Котиковой Г.В.
при участии
от заявителя: Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) - представитель не явился;
от Отделения по району имени Лазо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Гоц А.А, представитель по доверенности от 10.06.2010 N б/н;
от третьего лица: администрации Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения по району имени Лазо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение от 19.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010
по делу N А73-1477/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А. Шапошникова, в суде апелляционной инстанции судьи И.И. Балинская, Е.В. Гричановская, Е.А. Швец
По заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий)
к Отделению по району имени Лазо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
третье лицо: администрация Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края
о признании незаконными действий
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) (далее - орган пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по району имени Лазо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - Отделение по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю, орган Федерального казначейства), выразившихся в отказе в принятии к исполнению постановления от 21.09.2007 N 223 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней с администрации Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - администрация сельского поселения) и обязании принять к исполнению данное постановление.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что постановление органа пенсионного фонда является исполнительным документом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ и подлежит исполнению Отделением по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Отделения по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю, полагающего, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований органа пенсионного фонда.
По мнению органа федерального казначейства, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Орган пенсионного фонда, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя органа Федерального казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 21.09.2007 органом пенсионного фонда в отношении администрации сельского поселения принято решение N 221 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 46 643,35 руб.
Во исполнение указанного решения в Отдел судебных приставов по району имени Лазо УФСС по Хабаровскому краю направлено постановление от 21.09.2007 N 223 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней со страхователя-организации в указанном размере.
16.10.2009 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвратил постановление от 21.09.2007 заявителю.
09.12.2009 постановление от 21.09.2007 N 223 направлено органом пенсионного фонда в Отделение по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю для исполнения.
Письмом от 14.12.2009 указанное постановление и приложенные к нему документы возвращены в адрес заявителя без исполнения в связи с непредставлением исполнительного листа и копии судебного акта на взыскание недоимки.
25.12.2009 органом пенсионного фонда документы направлены вновь.
Письмом от 11.01.2010 N 03-66/2 орган Федерального казначейства повторно возвратил представленные документы со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в связи с непредставлением документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, а именно: исполнительного листа и копии судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Не согласившись с действиями Отделения по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю по отказу в принятии к исполнению постановления от 21.09.2007 N 223, отдел пенсионного фонда обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 названного Федерального закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.
Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“, установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что администрация сельского поселения является бюджетным учреждением и не имеет счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали действия Отделения по району имени Лазо УФК по Хабаровскому краю по возврату Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе им. Лазо Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) постановления о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней незаконными, обязав принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Учитывая, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу N А73-1477/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Е.П.Филимонова
Судьи:
Т.Г.Брагина
Г.В.Котикова