Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.08.2010 N Ф03-5242/2010 по делу N А73-17070/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах учреждения, отказано правомерно ввиду отсутствия оснований, свидетельствующих о наличии каких-либо оснований для применения финансовой ответственности по правилам статьи 283 БК РФ как приостановление операций по счетам учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2010 г. N Ф03-5242/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: И.С. Панченко

Судей: Г.В. Котиковой, О.Н. Трофимовой

при участии

от открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“ - Семенюк Н.В., представитель по доверенности от 12.07.2010 N 7/401

от финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“

на решение от 29.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010

по делу N А73-17070/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - С.Д.
Степина; в суде апелляционной инстанции судьи - Т.Д. Пескова, Е.В. Гричановская, А.И. Михайлова;

По заявлению открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“

к финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

о признании незаконным бездействия

После окончания объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.

Открытое акционерное общество “Дальневосточная генерирующая компания“ (далее - ОАО “ДГК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - финансовое управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении расходных операций на лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 7 г. Амурска“, Муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа N 5 г. Амурска“, Муниципального образовательного учреждения Средняя (полная) общеобразовательная школа N 3 г. Амурска, Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа N 9, Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Детский дом N 2“ г.Амурска, Муниципального образовательного учреждения специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат 8 вида, Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида N 52 г. Амурска и Амурского муниципального района Хабаровского края“, Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 49 общеразвивающего вида“, Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края, в связи с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при исполнении листов, выданных Арбитражным судом Хабаровского края и об обязании приостановить расходные операции на лицевых счетах указанных учреждений образования до момента устранения нарушений требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных
с исполнением исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Хабаровского края.

Решением арбитражного суда от 29.12.2009, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010, в удовлетворении заявленных ОАО “ДГК“ требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что финансовое управление правомерно, руководствуясь нормами бюджетного законодательства, не произвело приостановление расходных операций на лицевых счетах образовательных и дошкольных учреждений.

На данные судебные акты обществом подана кассационная жалоба, в которой указано на неправильное установление арбитражным судом обстоятельств дела, что повлекло ошибочные выводы об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия финансового управления и обязания его приостановить расходные операции на лицевых счетах должников.

Доводы жалобы поддержаны представителем ОАО “ДГК“, просившим отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Финансовое управление не представило отзыв на жалобу, извещенное надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения в судебное заседание своего представителя не направило, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителя общества, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как показала проверка установленных арбитражным судом по материалам дела обстоятельств, на основании решений Арбитражного суда Хабаровского края о взыскании в пользу ОАО “ДГК“ задолженности за потребленную тепловую энергию с муниципальных образовательных учреждений города Амурска Хабаровского края, при отсутствии у должников денежных средств, с финансового управления за счет средств бюджета Амурского муниципального района выданы 12 исполнительных листов на общую сумму задолженности в размере 5 073 516, 53
руб.

В соответствии с порядком исполнения судебных актов указанные исполнительные листы предъявлены обществом для исполнения в финансовое управление.

Исполнительные документы до настоящего времени не исполнены.

Для урегулирования вопроса по погашению образовавшейся задолженности между ОАО “ДГК“ и Муниципальным образованием “Амурский муниципальный район Хабаровского края“ 21.03.2008 заключено соглашение о реструктуризации задолженности бюджетных учреждений за потребление тепловой энергии по основному долгу по состоянию на 01.01.2008 в общей сумме 38 647 342,01 руб.

Муниципальному образованию предоставлена рассрочка погашения долга, начиная с 01.05.2008 до 01.07.2009 (пункт 1, 2 соглашения).

Названным соглашением также предусмотрен порядок погашения долгов (пункт 3 соглашения).

В ходе урегулирования вопроса по исполнению условий соглашения между ОАО “ДГК“ (кредитор) и муниципальным образованием (должник) ввиду его неисполнения надлежащим образом кредитором 21.09.2009 направлено уведомление о расторжении соглашения.

Основанием для обращения ОАО “ДГК“ в арбитражный суд послужило его несогласие с бездействием финансового управления, выразившегося в неприостановлении расходных операций на лицевых счетах муниципальных образовательных учреждений.

Рассматривая возникший спор в порядке статьи 198 АПК РФ, арбитражный суд обеих инстанций обоснованно применил нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми производится исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы явились предметом проверки в суде кассационной инстанции, но подлежат отклонению как несостоятельные, а выводы судов обеих инстанций признаются соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам бюджетного законодательства, регулирующим возникшие спорные правоотношения.

При этом суды правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение, а пунктом 5 этой же нормы определено, что исполнение
судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В случае нарушения должником требований, установленных статьей 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждении, приостанавливает до момента устранения нарушений осуществление всех операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов должник направляет главному распорядителю средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа (пункт 4 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно статье 52 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (в т.ч. исполнение судебных актов).

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о дотационном характере бюджета Амурского муниципального района, а из запланированных на исполнение судебных актов 8 000 000 руб., согласно Приложению N 3 к решению Собрания депутатов Амурского муниципального района от 26.12.2007 N 440 “О бюджете Амурского муниципального района на 2008 год“, в финансовое управление по состоянию на 01.01.2009 поступил на исполнение 171 исполнительный лист на общую сумму 181 336 059 руб.

Названные обстоятельства, отраженные в судебных
решениях, по существу в кассационной жалобе не оспорены.

Не опровергнуты заявителем жалобы также выводы судов о том, что представленными финансовым управлением бюджетно-учетными документами подтвержден дефицит местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия.

Статьей 282 БК РФ определены меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства, в числе которых - приостановление операций, тогда как в статье 283 этого Кодекса содержится перечень оснований для применения таких мер принуждения.

Принимая во внимание отсутствие по возникшему спору обстоятельств, свидетельствующих о наличии каких-либо оснований для применения финансовым управлением по правилам статьи 283 БК РФ такой меры финансовой ответственности как приостановление операций по счетам, арбитражным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных ОАО “ДГК“ требований.

При этом в кассационной жалобе не опровергнуты правовые обоснования выводов судов обеих инстанций о необоснованности заявленных обществом требований, не содержится в ней доводов, указывающих на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, в связи с чем решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 29.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А73-17070/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

И.С.Панченко

Судьи:

Г.В.Котикова

О.Н.Трофимова