Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2010 по делу N А19-29262/09-65 Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, поскольку административным органом были допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в неизвещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. по делу N А19-29262/09-65

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Красько Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, протокола об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились,

от административного органа - Склярова Л.В. - представитель по доверенности,

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее - административный орган, УФМС по Иркутской области)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.12.2009, протокола N 302 от 01.12.2009 о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 35 000 рублей..

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в порядке статей 123 - 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. В заявлении в качестве основания отмены оспариваемых постановления, протокола указал на отсутствие в действиях состава административного правонарушения.

Представитель административного орган в судебном заседании просил производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Дело, в соответствии со статьей 156, пунктом 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие заявителя, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителя административного органа, суд установил следующее.

Как следует из имеющегося в материалах дела свидетельства о государственной регистрации от 29.08.2006 заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306850624100031.

В ходе проверки проведенной должностным лицом административного органа установлен факт не уведомления предпринимателем налогового органа о привлечении иностранного лица - гражданина Узбекистана Абдуллаева Ф.П. к трудовой деятельности, в связи с чем в отношении предпринимателя должностным лицом административного органа 01.12.2009 был составлен протокол N 302 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением административного органа от 01.12.2009 предприниматель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35000 рублей.

Заявитель, полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный
суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса суд установил следующее.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В примечании к этой статье указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон) работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия
или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

В силу положений статей 28.2, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и постановление о привлечении к административной ответственности должны содержать описание события правонарушения, доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения предпринимателя к ответственности послужило то обстоятельство, что гражданин Узбекистана Абдуллаев Ф.П. принят предпринимателем на работу грузчиком. Между тем, доказательств, бесспорно подтверждающих указанное обстоятельство, суду не представлено.

Материалы административного производства не содержат указания на то, с учетом каких обстоятельств административным органом сделан вывод о привлечении предпринимателем указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, отсутствуют сведения о том, в связи с каким событием, предусмотренным подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона у предпринимателя возникла обязанность по уведомлению налогового органа, дате возникновения данного события, что является необходимым условием для определения срока уведомления налогового органа и установления наличия события административного правонарушения.

Имеющийся в материалах дела трудовой договор от 18.05.2009, заключенный между предпринимателем и Абдуллаевым Ф.П. сам по себе не свидетельствует о факте привлечения Абдуллаева Ф.П. к трудовой деятельности, кроме того, у суда отсутствуют достаточные основания полагать, что заявитель привлечена к административной ответственности именно в связи с заключением указанного договора, поскольку на дату составления протокола об административном правонарушении - 01.12.2009, срок трудового договора от 18.05.2009 истек (06.10.2009).

Ссылка на наличие трудового договора, заключенного между предпринимателем и Абдуллаевым Ф.П. в протоколе об
административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении вообще отсутствует.

Гражданин Узбекистана Абдуллаев Ф.П. административным органом допрошен не был.

Согласно пункту 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административный орган не доказал наличие обстоятельств, которые свидетельствовали бы о неисполнении или ненадлежащем исполнении предпринимателем своих обязанностей, повлекших нарушение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Кроме того, статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административным органом не дана правовая оценка действиям предпринимателя по направлению уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, которые представлены предпринимателем в материалы дела.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административного правонарушениях“).

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении МС
N 302 от 01.12.2009 не содержит данных о виновности предпринимателя; при рассмотрении дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении вопрос о вине предпринимателя также не выяснялся, ее наличие или отсутствие в совершении правонарушения не устанавливалось.

Учитывая, что основанием для привлечения к административной ответственности является состав административного правонарушения, элементом которого является субъективная сторона, выражающаяся в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, следовательно, без установления вины невозможно признать доказанным состав административного правонарушения и наличие правовых оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный
характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Исходя из пунктов 3 - 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Как следует из материалов дела, протокол МС N 302 об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено 01.12.2009,
т.е. в один день.

При этом, доказательства об извещении предпринимателя о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в материалах дела отсутствуют.

Как следует из пояснений предпринимателя, она не была проинформирована о том, что 01.12.2009 будет составлен протокол об административном правонарушении, по месту нахождения административного органа 01.12.2009 прибыла “... на прием...“, по приглашению должностного лица административного органа, повод по которому ей следовало прибыть в административный орган был ей неизвестен.

Указанный довод заявителя административным органом не опровергнут.

Косвенным доказательством того обстоятельства, что предприниматель при составлении протокола не была в должной мере проинформирована о вменяемом ей административном правонарушении по мнению суда является содержащиеся в протоколе об административном правонарушении объяснения предпринимателя, которые относятся к уплате единого социального налога, и не касаются действий по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, в том числе не упоминается о направлении предпринимателем соответствующего уведомления в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска - обстоятельстве, которое, по мнению предпринимателя, исключает ее вину в административном правонарушении.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.

В данном случае, при сложившихся обстоятельствах, составив протокол и рассмотрев административное дело в один день, административный орган нарушил права лица, которое несмотря на участие в составлении протокола и постановления, не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, ознакомиться с материалами проверки, представить необходимые документы, квалифицированно возражать
и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника.

Названные нарушения носят существенный характер, поскольку административный орган лишил предпринимателя возможности воспользоваться своими процессуальными правами, предоставленными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Существенное нарушение процедуры привлечения наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

С учетом изложенного, суд полагает требование заявителя об отмене постановления УФМС по Иркутской области от 01.12.2009 по делу об административном правонарушении подлежащим удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене полностью.

В части требования заявителя о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 01.12.2009 N 302 производство по делу подлежит прекращению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Протокол об административном правонарушении составлен в рамках производства по делу об административном правонарушении, является процессуальным документом административного дела, и его обжалование в арбитражном суде не предусмотрено. К подведомственности арбитражных судом отнесены дела об оспаривании постановлений административных органов (статья 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.)

Оспариваемый протокол об административном правонарушении не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как
по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении заявителя, не нарушает его прав и законных интересов и не влечет для него каких-либо иных неблагоприятных последствий, следовательно, данный протокол не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод административного органа, о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду суд находит несостоятельным ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 1 статьи 29, части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений административных органов, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 306850624100031.

Предметом оспаривания по настоящему делу явилось постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности. Довод о том, что заявитель привлечена к административной ответственности как должностное лицо, а не индивидуальный предприниматель опровергается материалами дела, в том числе материалами административного производства.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 01.12.2009 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (адрес: Иркутская область, Баяндаевский район, Улус Маралтуй, основной государственный регистрационный номер 306850624100031) признать незаконным и отменить полностью.

В части требования о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 01.12.2009 N 302 - производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

Б.В.КРАСЬКО