Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2010 N Ф03-4841/2010 по делу N А73-748/2010 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения о передаче объектов жилищного фонда, составляющих казну субъекта РФ, в собственность муниципального образования отказано правомерно, так как спорные жилые дома в силу законодательства РФ должны находиться в муниципальной собственности и обязанность принятия спорных объектов в собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2010 г. N Ф03-4841/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: В.А.Гребенщиковой

Судей: Е.К.Яшкиной, О.В.Цирулик

при участии:

от администрации города Хабаровска: Каун О.А. - консультант по доверенности от 19.07.2010 N 1.1.21-158

от ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае: Подолякина О.С. - специалист-эксперт по доверенности от 26.01.2010 N 8юр/21/814.1-08

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу

администрации города Хабаровска

на решение от 11.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010

по делу N А73-748/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Степина, в апелляционном суде судьи: А.И.Михайлова, Е.В.Гричановская, Е.А.
Швец

по заявлению администрации города Хабаровска

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае

о признании недействительным распоряжения

Администрация города Хабаровска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю о признании недействительным распоряжения от 27.08.2009 N 1390 “О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования “Городской округ “Город Хабаровск“.

Определением от 11.02.2010 судом в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 АПК РФ произведена замена ответчика на правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - Управление, ТУ ФАУГИ).

Решением от 11.03.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010, в удовлетворении требования Администрации отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о нарушении судами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), устанавливающего порядок безвозмездной передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Указывает на принятие обжалуемых судебных актов без учета правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О,
от 04.12.2007 N 828-О-П. Ссылается на нарушение статьи 35 ЗК РФ и статьи 273 ГК РФ, предусматривающих одновременную передачу с правами на здание прав на земельные участки под ними. Считает, что доказательств, позволяющих однозначно отнести переданное имущество к муниципальной собственности, не представлено.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель ТУ ФАУГИ, считая их несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность состоявшихся судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.08.2009 Управлением издано распоряжение N 1390 “О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования “Городской округ “Город Хабаровск“ (далее - распоряжение N 1390), в соответствии с которым в муниципальную собственность передано недвижимое имущество - жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, и расположенные в г. Хабаровске по адресам: ул. Голубкова, д. 1, инвентарный N 26955, лит.А, А1, А2; ул. Голубкова, д. 2, инвентарный N 26956, лит.А; ул. Голубкова, д. 8, инвентарный N 26971, лит.А.

Администрация, считая распоряжение N 1390 недействительным и принятым в нарушение действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с требованием части 4 статьи 200 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверяя на соответствие действующему законодательству
оспариваемое распоряжение, суды, руководствуясь пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, абзацем 5 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, пунктом 4 статьи 14, пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, установили, что поименованные в этом распоряжении объекты жилищного фонда не должны находиться в федеральной собственности и подлежали передаче в муниципальную собственность в установленном порядке.

При этом на основании вышеназванных норм права, суды сочли, что ТУ ФАУГИ правомерно в пределах своих полномочий приняло спорное распоряжение о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность. В свою очередь, обязанность Администрации принять в муниципальную собственность спорные объекты признана судами обязательной в силу прямого указания закона и имеющей безусловный характер.

Таким образом, судебные инстанции, признав, что переданные жилые дома в силу закона должны находиться в муниципальной собственности, находятся на территории муниципального образования “Городской округ “Город Хабаровск“ и их содержание относится к вопросам местного значения городского округа, пришли к правильному выводу о соответствии распоряжения N 1390 требованиям закона.

Не установив правовых оснований, предусмотренных статьей 200 АПК РФ, для признания ненормативного правового акта недействительным, арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Доводы Администрации об отсутствии ее согласия на принятие в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П судом кассационной инстанции
отклоняются, поскольку названными определениями положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, а обязанность принятия спорных объектов в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при издании оспариваемого распоряжения нарушены требования статьи 35 ЗК РФ и статьи 273 ГК РФ также не принимаются кассационной инстанцией по следующим основаниям.

Федеральный закон N 122-ФЗ не связывает передачу имущества - объектов недвижимости из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под этими объектами. В связи с этим отсутствие в распоряжении N 1390 указания о судьбе земельных участков под объектами недвижимости не является основанием для признания этого распоряжения недействительным. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельных участков в муниципальную собственность если для этого имеются предусмотренные законом основания.

Его же доводы об отсутствии документов, позволяющих отнести спорное имущество к муниципальной собственности, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных при рассмотрении дела обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судебными инстанциями правильно, решение и постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 11.03.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 по делу N А73-748/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.Гребенщикова

Судьи

Е.К.Яшкина

О.В.Цирулик