Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2010 по делу N А19-2439/10-57 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, поскольку нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок декларирования товаров, не предусмотрено обязательное указание в таможенной декларации сведений о количестве лесоматериалов с учетом возможной погрешности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2010 г. по делу N А19-2439/10-57

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 февраля 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Лес Сибири“

к Иркутской таможне

о признании незаконным и отмене постановления от 28 декабря 2009 года N 10607000-530/2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Пашкова Э.Р. (доверенность, паспорт),

от таможенного органа: Бабкин М.П. (доверенность, удостоверение), Фролова Ю.А. (доверенность, удостоверение),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Лес Сибири“
(далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее - административный орган, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28 декабря 2009 года N 10607000-530/2009.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении в обоснование которых указал, что расхождение в объеме лесоматериалов, заявленных обществом в грузовой таможенной декларации, составило величину, которая не выходит за границы интервала абсолютной погрешности, указанной в акте таможенного досмотра, и относительной погрешности согласно Методике выполнений измерений. Кроме того, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок декларирования товаров, не предусмотрено обязательное указание в графе 31 грузовой таможенной декларации сведений о количестве (объеме) лесоматериалов с учетом возможной погрешности.

Представители таможенного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, свои возражения изложили в отзыве на заявление общества и пояснили, что основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение обществом таможенного законодательства, выразившееся в недекларировании товара - лесоматериалов в объеме 0,98 м3.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 октября 2009 года на Иркутский таможенный пост Обществом с ограниченной ответственностью “Лес Сибири“ была подана грузовая таможенная декларация N 10607040/131009/0007596 на вывоз в режиме экспорта товара - лесоматериалы.

Указанный товар поставлялся в рамках контракта от 08 июля 2009 года N HETMC-XD-001, заключенного между Маньчжурской компанией при Внешнеторговоэкономической компании Хулунбуруйского Аймака АРВМ КНР и ООО “Лес Сибири“.

В ходе таможенного досмотра (АТД N 10607040/151009/000733) таможенным органом установлено расхождение в объеме лесоматериалов, заявленных в грузовой таможенной декларации N 10607040/131009/0007596 в размере 0,98 м3 (без учета
коры), которые не были задекларированы заявителем.

Несоблюдение ООО “Лес Сибири“ таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товаров в соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса РФ послужило основанием для возбуждения 19 октября 2009 года в отношении ООО “Лес Сибири“ дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 1060700-530/2009.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 28 декабря 2009 года N 10607000-530/2009, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 378 руб. 21 коп.

Заявитель, полагая, что данное постановление нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Исходя из содержания и смысла названной правовой нормы под недекларированием следует понимать невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных статьями 123, 124, 279 Таможенного кодекса РФ, выражающееся в уклонении от подачи таможенной декларации в установленном законом
порядке, сопряженном с сокрытием факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации либо непредъявлением их для таможенного оформления. При этом предметом правонарушения могут быть признаны лишь те товары и транспортные средства, в отношении которых законом установлена обязанность по их декларированию.

Согласно статье 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

Таким образом, невыполнение лицом требований таможенного законодательства по заявлению таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, влечет наложение административного штрафа.

Из материалов дела усматривается, что в поданной заявителем грузовой таможенной декларации указаны лесоматериалы круглые неокоренные х/п-пиловочник, не обработанные, сосна обыкновенная, 1 - 2 сорт, ГОСТ 94-63-88, 2292-88 ДЛ-6М, общий объем товара без коры - 76,27 м3, с корой - 81,61 м3, общее количество товара - 131 шт.

В результате проведенного таможенного досмотра (АТД от 15 октября 2009 года N 10607040/151009/000733), с выгрузкой товара из вагона, с рассортировкой, поштучным измерением и пересчетом с использованием таблиц по методике МВИ ПР 13260,1:МВИ.003-07
(свидетельство об аттестации МВИ N 203-03-2007), административным органом установлено, что общий объем лесоматериалов без учета коры составил 77,25 м3, с корой - 82,66 м3.

Таким образом, расхождение в объеме лесопродукции составило 0,98 м3 (без учета коры).

По мнению заявителя, данное расхождение в объеме лесоматериалов не выходит за границы абсолютной, указанной в акте таможенного досмотра, и относительной погрешности по МВИ 203-03-2007.

Согласно пояснениям представителя таможенного органа, наличие погрешности не может служить основанием для уменьшения либо увеличения объема вывозимого лесоматериалов на величину погрешности результатов измерений объема партии лесопродукции. В представленной грузовой таможенной декларации обществом заявлен фактический объем вывозимого лесоматериала без указания погрешности на результат их измерения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 124 Таможенного кодекса РФ количество товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения относится к основным сведениям, которые должны быть указаны в таможенной декларации.

Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 1, статьей 5 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений“ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при проведении банковских, налоговых и таможенных операциях. Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны исполняться по аттестованным методикам (методам) измерений.

Приказом Федеральной таможенной службы России от 22 октября 2007 года N 1291 “О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов“ утверждены Методики выполнения измерений (МВИ), в том числе, МВИ N 203-03-2007 “МВИ. Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием
средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением табличных объемов“ (Приложение N 3), свидетельство об аттестации МВИ от 29 июня 2007 года N 203-03-2007.

Указанная МВИ применяется для сплошного поштучного измерения Ф.И.О. партии (при количестве бревен в партии от 50 штук и более).

Согласно протоколу выполнения измерений объема партии круглых неокоренных лесоматериалов поштучным методом с использованием таблиц объемов по МВИ ПР 13260.1:МВИ.003-07 (приложение Б к акту таможенного досмотра N 10607040/151009/000733) объем партии круглых лесоматериалов, измеренный поштучно с применением таблиц объемов, составил 77,25 м3 +/- 6,18 м3 (без учета коры), 82,66 м3 +/- 6,61 м3 (с учетом коры), где +/- 6,18 м3 (без учета коры) и +/- 6,61 м3 (с учетом коры) - показатели рассчитанной абсолютной погрешности выполненных измерений.

Разделом 4 МВИ 203-03-2007 предусмотрено, что пределы относительной погрешности измерения объема партии круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры (при количестве бревен в партии от 50 штук и более) при поштучном измерении с применением таблиц объемов по ГОСТ 2708 с вероятностью 0,95 не превышают +/- 8%.

Следовательно, расхождение в объеме лесоматериалов, заявленном обществом, составило 0,98 м3, что составляет 1% от результата измерения объема партии лесоматериалов, то есть в границах указанной в акте таможенного досмотра абсолютной погрешности и в пределах относительной погрешности по МВИ 203-03-2007.

С учетом изложенного суд считает, что таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о заявлении обществом в ГТД N 10607040/131009/007596 недостоверных сведений, поскольку данные о количестве вывозимых лесоматериалов, установленные в ходе таможенного досмотра, являются приблизительными, неточными, допускают погрешность, за пределы которой заявленные ООО “Лес Сибири“ сведения о количестве
лесопродукции не выходят.

Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 04 сентября 2007 года N 1057, предусмотрено, что сведения о количественном составе декларируемых товаров указываются в графе 31 грузовой таможенной декларации.

Нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок декларирования товаров, а также ГОСТ 9463-88 “Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия“, не предусмотрено обязательное указание в графе 31 грузовой таможенной декларации сведений о количестве (объеме) лесоматериалов с учетом возможной погрешности.

Так, в соответствии с Перечнем товаров, к описанию которых при заявлении таможенного режима экспорта или таможенного режима переработки вне таможенной территории устанавливаются специальные требования, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2008 года N 1202, при вывозе лесоматериалов в графу 31 грузовой таможенной декларации вносятся, в том числе, сведения об объеме лесоматериалов в кубических метрах, указанном в контракте (с учетом номинальной длины и без учета коры), а также сведения об объеме лесоматериалов в кубических метрах (с учетом фактической длины и с учетом коры).

Поскольку обязательность указания в графе 31 ГТД сведений о количестве (объеме) лесоматериалов с учетом возможной погрешности нормативными правовыми актами не предусмотрена, суд считает факт внесения обществом в графу 31 грузовой таможенной декларации N 10607040/131009/007596 недостоверных сведений об объеме вывозимых лесоматериалов не доказанным.

Из пояснений представителя таможенного органа следует, что в соответствии с методикой МВИ ПР 13260.1:МВИ.033-07 за основу полученного результата измерений объема лесоматериалов таможенным органом правомерно принят результат, полученный им в ходе таможенного досмотра с учетом выявленных погрешностей, поскольку возражения по объему измерений лесопродукции со стороны заявителя отсутствовали. Присутствовавшая на таможенном досмотре, представитель ООО “Лес
Сибири“ Пятых О.А. не представила каких-либо возражений в отношении проведения процедуры досмотра.

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

Согласно пункту 13 приложения N 3 к Приказу Федеральной таможенной службы от 22 октября 2007 года N 1291 “О совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля круглых лесоматериалов“ при возникновении между сторонами разногласий по результатам измерений объема бревен, полученным по данной МВИ, на величину, не превышающую приписанной данной МВИ относительной погрешности +/- 8%, за результат измерений объема может быть принят любой из полученных результатов (по согласованию сторон). При несогласии сторон проводят измерения объема партии бревен с использованием другой, более точной МВИ, которой приписана меньшая погрешность, например с применением МВИ ПР 13260.1:МВИ.001-07 “МВИ. Поштучное измерение объема круглых неокоренных лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин. Методика выполнения измерений объема партии круглых лесоматериалов по методу концевых сечений“.

Таким образом, в случае разногласий по результатам измерений объема лесоматериалов за результат может быть принят любой из полученных результатов только по согласованию сторон и в случае несогласия сторон измерение объема лесопродукции производится с использованием другой, более точной МВИ. При этом механизм проведения процедуры согласования сторонами принятия результата измерений объема МВИ ПР 13260.1:МВИ.001-07 законодательно не урегулировано.

Из представленных в материалы дела документов не следует, что в связи с наличием расхождений по результатам измерений объема лесоматериалов таможенным органом решался вопрос согласования принятия результата измерений объема лесопродукции.

Ссылка административного органа на отсутствие при таможенном досмотре возражений по результатам объема лесоматериалов, полученным по МВИ ПР 13260.1:МВИ.001-07, со стороны заявителя, поскольку представителем общества Пятых О.А. акт таможенного досмотра (осмотра)
товаров подписан без замечаний, не принимается судом во внимание, поскольку из документов усматривается, что Пятых О.А. выражено согласие по факту отсутствия замечаний по процедуре проведения измерений объема лесопродукции в соответствии с примененной методикой.

Учитывая изложенное и принимая во внимание фактические обстоятельства, указывающие на выполнение заявителем обязанностей, предусмотренных статьями 123, 124 Таможенного кодекса РФ при декларировании товаров, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества признаков противоправного поведения и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Иркутской таможни по делу об административном правонарушении от 28 декабря 2009 года N 10607000-530/2009.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

Л.В.НАЗАРЬЕВА