Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2010 N Ф03-5379/2010 по делу N А73-18659/2009 Правомерно признаны недействительными решение и предписание антимонопольного органа, поскольку судом установлено, что взимание платы за проведение осмотра реализуемой на рынке продукции и ее экспертиза станцией по борьбе с болезнями животных являются законными и не нарушают действующее законодательство.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 г. N Ф03-5379/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Л.А.Боликовой

Судей: Г.В.Котиковой, Е.П.Филимоновой

при участии

от заявителя - краевого государственного учреждения “Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных“: Галкин И.В. - юрисконсульт по доверенности от 11.12.2009 N 8;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Федоренко И.С. - начальник отдела контроля органов власти по доверенности от 05.10.2009 N 7/5616, Ребус Л.В. - главный специалист-эксперт по доверенности от 28.07.2010 N 7/4902;

от индивидуального предпринимателя Субботиной Елены Михайловны: представитель не явился;

от Министерства экономического развития
и внешних связей Хабаровского края: представитель не явился;

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

на решение от 18.02.2010

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010

по делу N А73-18659/2009 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Михайлова А.И., Гричановская Е.В., Швец Е.А.

По заявлению краевого государственного учреждения “Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

третьи лица: индивидуальный предприниматель Ф.И.О. Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

о признании недействительными решения от 14.10.2009 N 60 и предписания от 14.10.2009 N 51

Краевое государственное учреждение “Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных“ (далее - Комсомольская СББЖ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 14.10.2009 N 60 и предписания от 14.10.2009 N 51.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.11.2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - ИП Субботина Е.М., индивидуальный предприниматель), Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Решением суда первой инстанции от 18.02.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010, заявленные требования удовлетворены. Пункты 1 и 2 решения от 14.10.2009 N 60 и предписание от 14.10.2009 N 51 УФАС по
Хабаровскому краю признаны незаконными. Судебные акты мотивированы тем, что взимание платы за проведение осмотра реализуемой на рынке продукции и ее экспертизу является законным и не нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон “О защите конкуренции“).

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФАС по Хабаровскому краю, полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения.

По мнению антимонопольного органа, проведение ежедневной платной ветеринарно-санитарной экспертизы продукции промышленного изготовления, в не предусмотренных законом случаях, является необоснованным препятствием осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами и может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами.

ИП Субботина Е.М., Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что на основании обращения помощника депутата Государственной Думы Российской Федерации, Хабаровским УФАС было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в рамках которого установлено, что КГУ “Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных“ за осмотр пищевых продуктов, поступивших на рынок со справкой по форме N
4, взимается плата.

По результатам проверки принято решение от 14.10.2009 N 60, которым действия Комсомольской СББЖ, выразившиеся в ежедневном проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения на городском рынке г. Комсомольска-на-Амуре, а также во взимании платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства форм N 1, 2, 3 и ветеринарные справки форма N 4) признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона “О защите конкуренции“.

Указанным решением Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края предписано в срок до 15.11.2009 устранить нарушение антимонопольного законодательства в добровольном порядке, путем внесения изменений в согласованный 14.04.2009 и 10.04.2009 Перечень платных услуг и тарифов, оказываемых государственными учреждениями ветеринарии, исключив из раздела III данного перечня пункты 6, 9, 10, устанавливающие плату за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства форм N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4), о чем письменно уведомить антимонопольный орган.

В соответствии с предписанием от 14.10.2009 N 51 Комсомольская СББЖ обязана совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- проводить ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов, реализуемых на городских рынках г. Комсомольска-на-Амуре, только в случаях, установленных действующим законодательством;

- не допускать взимания платы с хозяйствующих субъектов за оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные свидетельства форм N 1, N 2, N 3 и ветеринарные справки N 4);

- в срок до 10.11.2009 внести изменения в приказ от 04.05.2009 N 106, которым утвержден Перечень оказываемых учреждением платных услуг и тарифов, исключив пункты 6, 9, 10 раздела III данного перечня.

Несогласие Комсомольской СББЖ с решением и предписанием антимонопольного органа послужило основанием для обращения учреждения с
заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 “О ветеринарии“ (далее - Закон “О ветеринарии“) государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 этого Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Согласно статье 15 Закона “О ветеринарии“ продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по
заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Согласно части 4 статьи 21 этого же Закона запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

Из приведенных законоположений следует, что представление продукции животного происхождения организациями и гражданами на ветеринарно-санитарную экспертизу является обязательным условием их реализации и использования для пищевых целей.

При таких обстоятельствах судами обеих инстанций обоснованно сделан вывод о правомерности действий Комсомольской СББЖ по проведению ежедневного осмотра продукции, реализуемой в розницу на городском рынке г.Комсомольска-на-Амуре, как соответствующих требованиям законодательства, и совершаемых в целях реализации возложенных на учреждение полномочий.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что реализуемая продукция произведена промышленным способом, в связи с чем не нуждается в дополнительной проверке, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и получил надлежащую правовую оценку.

Материалами дела подтверждается, что продукция, имеющая производственную упаковку предприятия - изготовителя, в дальнейшем реализуется поштучно, в связи с чем не идентифицируется с продукцией, произведенной промышленным способом.

Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.1992 N 2-27-145 и согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф, выдача ветеринарных документов (ветеринарных свидетельств, справок, паспортов и регистрационных удостоверений) отнесена к платным ветеринарным услугам.

Кроме того в соответствии с Федеральным
законом от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом “О ветеринарии“ приняты Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые определяют порядок и условия их предоставления владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе, в частности к платным услугам относятся все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения, а также оформление и выдача ветеринарных документов: ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и других.

При изложенных обстоятельствах, суды правомерно признали недействительными пункты 1 и 2 решения от 14.10.2009 N 60 и предписание от 14.10.2009 УФАС по Хабаровскому краю.

Учитывая, что обе судебные инстанции, исследовав и оценив в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 18.02.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 по делу N А73-18659/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья:

Л.А.Боликова

Судьи:

Г.В.Котикова

Е.П.Филимонова