Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.02.2010 по делу N А19-23413/09-10 Суд удовлетворил иск о взыскании штрафа за невыполнение принятых заявок на перевозку груза, поскольку невыполнение указанных заявок произошло по вине ответчика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. по делу N А19-23413/09-10

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.02.2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15.02.2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Любицкой Т.Д.,

при ведении протокола судебного заседания Любицкой Т.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к Открытому акционерному обществу “Коршуновский ГОК“

о взыскании 1 084 040 руб.

при участии в заседании

от истца: Медведева Л.Г. (дов. N 6325/05 от 27.10.2009 г.)

Рандина Т.А. (дов. N 6325/04 от 28.10.2009 г.)

от ответчика: Раднажанова С.Д. (дов. от 01.11.2009 г.)

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с
исковым заявлением к Открытому акционерному обществу “Коршуновский ГОК“ о взыскании 1 084 040 руб., составляющих штраф за невыполнение принятых заявок.

Ответчик с расчетом истца согласен, но не согласен с правом истца на взыскание штрафа по 4 ведомостям на сумму 745 360 руб.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд установил.

Открытым акционерным обществом “Коршуновский ГОК“ поданы заявки на перевозку груза - руда железная и марганцевая со станции Рудногорск ВСЖД до станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД:

N 0014914275 от 11.11.2008 г. в период с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г. на 4 840 вагонов (372 680 тонн), освоено 4 400 вагонов (348 697 тонн), не освоено:

440 вагонов (23 983 тонны) - отсутствие предусмотренных в заявке арендованных вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя (код 406), из них 128 вагонов высвобождены, что подтверждается учетной карточкой N 0014914275 - штраф составил в сумме 239 830 руб.;

N 0014938983 от 27.11.2008 г. в период с 06.12.2008 г. по 31.12.2008 г. на 1804 вагонов (138 908 тонн), освоено 1 527 вагонов (120 710 тонн), не освоено:

277 вагонов (18 198 тонн) - отсутствие предусмотренных в заявке арендованных вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя (код 406), из них 40 вагонов высвобождены, что подтверждается учетной карточкой N 0014938983 - штраф составил в сумме 181 980 руб.;

N 0015142796 от 19.01.2009 г. в период с 31.01.2009 г. по 28.02.2009 г. на 5 940 вагонов (451 440 тонн), освоено 5 059 вагонов (399 166 тонн), не освоено:

881 вагонов (52 274 тонны) - отсутствие предусмотренных в заявке арендованных вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя (код 406), из них
193 вагона высвобождены, что подтверждается учетной карточкой N 0015142796 - штраф составил в сумме 522 740 руб.;

N 0015273381 от 18.02.2009 г. в период с 01.03.2009 г. по 31.03.2009 г. на 6 644 вагонов (511 588 тонн), освоено 6 105 вагонов (494 328 тонн), не освоено 539 вагонов (17 260 тонн):

96 вагонов (7 327 тонн) - отсутствие предусмотренных в заявке арендованных вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя (код 406);

129 вагонов (9 933) - отказ грузоотправителя от вагонов, контейнеров (код 404), из них 314 вагонов высвобождены, что подтверждается учетной карточкой N 0015273381 - штраф составил в сумме 139 490 руб.

По результатам выполнения заявок было установлено, что по вине ответчика не выполнены заявки в количестве 1 442 вагона, за невыполнение которых Перевозчик начислил штраф в сумме 1 084 040 руб. в соответствии со статьей 94 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Учетные карточки подписаны ответчиком с разногласиями, о чем составлены акты общей формы ГУ-23 N 5 от 23.12.2008 г., N 6 от 24.12.2008 г., N 8 от 30.12.2008 г., N 7 от 26.12.2008 г., N 2 от 21.12.2008 г., N 1 от 08.12.2008 г., без номера от 25.02.2009 г., N 8 от 23.02.2009 г., без номера от 23.02.2009 г., без номера от 23.02.2009 г., N 7 от 21.02.2009 г.,

N 6 от 19.02.2009 г.. N 4 от 14.02.2009 г., N 5 от 18.02.2009 г., без номера от 18.02.2009 г.,

N 3 от 11.02.2009 г., б/N от 12.02.2009 г., N 2 от 05.02.2009 г., б/N от 05.02.2009 г., N
1 от 03.02.2009 г., без номера от 03.02.2009 г., N 1 от 05.03.2009 г., N 2 от 06.03.2009 г., N 4 от 15.03.2009 г., N 5 от 17.03.2009 г., N 6 от 25.03.2009 г., N 7 от 29.03.2009 г. N 8 от 29.03.2009 г.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ направило Открытому акционерному обществу “Коршуновский ГОК“ уведомления:

от 16.04.2009 г. N 63-05-15/77 - штраф за невыполнение принятой заявки за март 2009 г. в размере 139 490 руб., что отражается в учетной карточке N 0015273381, погасить до 30.04.2009 г.;

от 24.04.2009 г. N 63-05-15/85 - штраф за невыполнение принятой заявки за декабрь 2008 г., январь - февраль 2009 г. в размере 944 550 руб., что отражается в четных карточках N 0014914275, 0014938983, 0015142796, погасить до 20.05.2009 г.

В случае неуплаты штрафа в указанный срок вынуждены обратиться в Арбитражный суд для принудительного взыскания.

Ответчиком суммы штрафа не оплачены до настоящего времени.

Неуплата ответчиком суммы штрафа послужила основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик согласился с расчетом, произведенным истцом по учетным карточкам, однако, не согласился с правом истца на взыскание штрафа в сумме 745 360 руб. по 4 ведомостям, так как вагоны не были погружены по вине перевозчика, в связи с тем, что перевозчик систематически задерживал локомотивы ВСЖД, что привело к простоям груженых и порожних вагонов. В обоснование вины перевозчика ответчик представил акты о простоях вагонов в связи с отсутствием локомотивов, разногласия к учетным карточкам и сводную ведомость с подробным расчетом разногласий; заявил ходатайство о снижении суммы
штрафа в связи с его несоразмерностью с учетом вины перевозчика.

Истец не согласился с доводами ответчика, на что указал на пункт 15 договора N 4/60, на основании которого взимание сборов за подачу и уборку вагонов производится по среднесуточному вагонообороту, следовательно, сбор за подачу и уборку вагонов взимается с ответчика ежедневно вне зависимости от того, была ли подача и уборка вагонов или нет, в связи с чем, он понес убытки в размере неполученного тарифа за перевозку не погруженных по вине ответчика вагонов на сумму 8 012 522 руб. 14 коп. (с учетом НДС):

по учетной карточке N 0014914275 - 312 вагонов x 5 314,72 руб. (тариф за 1 вагон) = 1 658 192 руб. 64 коп.;

по учетной карточке N 0014938983 - 237 вагонов x 5 314,72 руб. (тариф за 1 вагон) = 1 259 588 руб. 64 коп.;

по учетной карточке N 0015142796 - 688 вагонов x 5 580,22 руб. (тариф за 1 вагон) = 3 839 191 руб. 36 коп.;

по учетной карточке N 0015273381 - 225 вагонов x 5 580,22 руб. (тариф за 1 вагон) = 1 255 549 руб. 50 коп.

Исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Перевозка грузов осуществляется на основании принятых заявок на их перевозку.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации одним из оснований для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки является отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке
вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

За невыполнение принятой заявки грузоотправитель несет имущественную ответственность в виде штрафа в размере 0,1 размере минимального размера оплаты труда за каждую недогруженную тонну груза.

Штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. В случае предупреждения грузоотправителем перевозчика о не использовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки размер штрафа снижается на одну треть.

Статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки. Указанные изменения должны быть согласованы перевозчиком с владельцем инфраструктуры.

Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что порядок ведения учетной карточки определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Порядок приема заявок на перевозку грузов регламентирован Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16.06.2003 N 21.

Фактическое выполнение заявок и порядок определения количества не погруженных тонн/вагонов регламентирован Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 16.06.2003 N
20.

По результатам проведенного учета выполнения заявки, а также причин ее невыполнения производится заполнение учетной карточки, в которой указывается ответственность за невыполнение принятой заявки (начисления на грузоотправителя суммы штрафа, сбора и на железную дорогу суммы штрафа).

Согласно пункту 5 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 года N 20 “Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом“ ведение учетной карточки осуществляется следующим образом:

в графе 22 указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество непогруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине, в том числе возникшей при обслуживании грузоотправителей локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования:

202 - неиспользование поданных вагонов, контейнеров;

404 - отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;

406 - отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на представление таких вагонов, контейнеров.

Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем соответственно в графах 24 - 25 учетной карточки по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии грузоотправителя со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает учетную карточку с отметкой “с разногласиями“. В этом случае грузоотправитель должен представить перевозчику в письменном виде документ с изложением причин несогласия со сведениями в учетной карточке не позднее следующих суток (пункт 3 Правил).

В обоснование своих разногласий ответчик представил акты общей формы ГУ-23 N 5 от 23.12.2008 г., N 6 от 24.12.2008 г., N 8 от 30.12.2008 г., N 7 от 26.12.2008 г., N 2 от 21.12.2008 г., N 1 от
08.12.2008 г., без номера от 25.02.2009 г., N 8 от 23.02.2009 г., без номера от 23.02.2009 г., без номера от 23.02.2009 г., N 7 от 21.02.2009 г., N 6 от 19.02.2009 г.. N 4 от 14.02.2009 г., N 5 от 18.02.2009 г., без номера от 18.02.2009 г., N 3 от 11.02.2009 г., б/N от 12.02.2009 г., N 2 от 05.02.2009 г., б/N от 05.02.2009 г., N 1 от 03.(2.2009 г., без номера от 03.02.2009 г., N 1 от 05.03.2009 г., N 2 от 06.03.2009 г., N 4 от 15.03.2009 г., N 5 от 17.03.2009 г., N 6 от 25.03.2009 г., N 7 от 29.03.2009 г. N 8 от 29.03.2009 г., свидетельствующие о невыполнении заявки на перевозку груза вследствие вины перевозчика, в связи с чем, ответчик считает, что ответственность за неподачу вагонов должна возлагаться на истца.

Суд не принимает данные акты как доказательство вины истца в неподаче вагонов в обеспечение заявок на перевозку грузов N 0014914275, N 0014938983, N 0015142796,

N 0015273381, поскольку они не подтверждают, что задержка вагонов в пути на несколько часов, прибытие вагонов на станцию с опозданием по времени привело к нарушению срока доставки вагонов.

Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (ред. от 25.12.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.2003 N 4816) исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за
днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе “Календарные штемпеля“, в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе “Календарный штемпель перевозчика на станции отправления“. Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

Расстояние перевозки от станции Рудногорск ВСЖД до станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД составляет 114 км., что указано в перевозочных документах, скорость перевозки - грузовая, вид отправки - маршрутная.

В соответствии с пунктом 2.3. Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (ред. от 25.12.2007) срок доставки маршрутными отправками исчисляется 550 км. в сутки, соответственно нормативный срок доставки от станции Рудногорск ВСЖД до станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД составляет 1 сутки (114: 550 = 0,2).

Согласно пункту 5.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (ред. от 25.12.2007) сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза. Итого общий срок доставки груза должен составлять 3 суток. Перевозчиком, при осуществлении отправления груза соблюдены все требования транспортного законодательства.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации основным условием
наступления ответственности является наличие вины.

Как видно из актов общей формы, в действиях истца вина в неподаче вагонов в обеспечение заявок на перевозку груза судом не усматривается.

Согласно справке ОАО “РЖД“ от 30.11.2009 г. за N 6319/10-73 в период с 01.12.2008 г. по 01.04.2009 г. в Автоматизированной базе данных ИВЦ ЖА ОАО “РЖД“ за ОАО “Коршуновский ГОК“ зарегистрировано 293 думпкара с восьмизначной нумерацией на цифру “5“ с правом выхода на пути общего пользования (станция приписки Коршуниха-Ангарская В-сиб).

Учитывая, что срок доставки вагонов по перевозке груза по направлениям со станции Рудногорск ВСЖД до станции Коршуниха-Ангарская ВСЖД и обратно, по которым ответчик отправляет вагоны, составляет 3 суток, суд считает, что ответчик, подавая заявки на перевозку грузов N 0014914275, N 0014938983, N 0015142796, N 0015273381 в собственных вагонах, не принял должных мер к исполнению перед истцом обязательства по обеспечению порожними вагонами заявленного в заявке объема перевозки.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ отмечается, что документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов, является учетная карточка, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При несогласии со сведениями, указанными в учетной карточке, грузоотправитель подписывает такую карточку с отметкой “с разногласиями“. Эти разногласия в случае оспаривания перевозчиком содержащихся в карточке сведений рассматриваются арбитражным судом.

Разногласия сторон в судебном порядке не рассматривались.

Суд признает обоснованным представленный истцом расчет.

Истец, возражая против снижения размера начисленного штрафа представил расчет неполученных доходов в виде неполучения тарифа от непогруженных ответчиком вагонов на сумму 8 012 522 руб. 14 коп. (с НДС), что явно превышает размер удовлетворяемого штрафа в сумме 1 084 040 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 г. именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размеры неустойки, они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления N 30 от 06.10.2005 г. “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации“ разъяснил, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.

Обстоятельства, по которым неустойка может быть признана явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, должны доказываться должником в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательства.

Оценив в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд не нашел оснований для уменьшения размера неустойки.

Учитывая, что перевозчик доказал не предъявление ответчиком на указанную в заявках железнодорожную станцию назначения грузов, суд считает предъявленное истцом требование о взыскание штрафа за невыполнение принятых заявок правомерным в сумме 1 084 040 руб. и подлежащим удовлетворению в соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возложить на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

- исковые требования удовлетворить полностью;

- взыскать с Открытого акционерного общества “Коршуновский ГОК“ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ штраф в сумме 1 084 040 руб., расходы по государственной пошлине в сумме 16 920 руб. 20 коп.;

- выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу;

- на решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья

Т.Д.ЛЮБИЦКАЯ