Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2010 N Ф03-4735/2010 по делу N А51-19275/2009 Правомерно удовлетворен иск о взыскании суммы долга по государственным контрактам на выполнение проектно-изыскательских работ с указанием на взыскание долга за счет ответчика, а в случае недостаточности у него денежных средств - за счет казны РФ, поскольку факт выполнения работ, их приемка заказчиком и отсутствие оплаты подтверждены материалами дела, ответчик является государственным учреждением, по долгам которого может отвечать его собственник.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2010 г. N Ф03-4735/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: С.Е.Лобаря

Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой

при участии

от ООО “Тихоокеанская инженерная компания“: Д.А.Польшин - генеральный директор, приказ от 06.10.2009 N 35

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 24.02.2010

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010

по делу N А51-19275/2009 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Аппакова, Н.И.Фадеева, К.П.Засорин

По иску общества с ограниченной ответственностью “Тихоокеанская инженерная компания“

к Министерству обороны Российской
Федерации, Федеральному государственному учреждению “Управление Тихоокеанского флота“

третьи лица: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, войсковая часть 36005

о взыскании 2 996 118 руб.

Общество с ограниченной ответственностью “Тихоокеанская инженерная компания“ (далее - ООО “ТИК“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению “Управление Тихоокеанского флота“ (далее - ФГУ “Управление ТОФ“) о взыскании 2 996 118 руб. основного долга по государственным контрактам от 20.10.2008 N 08106/6П, от 20.10.2008 N 08107/5П, от 16.06.2008 N 1П на выполнение проектно-изыскательских работ для государственных нужд.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, войсковая часть 36005.

Решением от 24.02.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме, иск удовлетворен за счет ФГУ “Управление ТОФ“, а в случае недостаточности у него денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Приморскому краю просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты, исключив из резолютивной части выводы суда о взыскании недостающих денежных средств за счет казны РФ. Заявитель полагает, что по настоящему спору отношения являются гражданско-правовыми и связаны с неисполнением обязательств ФГУ по заключенным контрактам. Данное относится к денежным обязательствам бюджетного учреждения, и соответствующее взыскание подлежит непосредственно с должника, а не за счет казны РФ. Ссылается, что формулировка судебного акта, предусматривающая взыскание денежных средств с главного распорядителя соответствующего бюджета и за счет казны, противоречит нормам БК РФ, п. 10 статьи 242.3 БК РФ.

В судебном
заседании кассационной инстанции представитель ООО “ТИК“, возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела, между ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“ (заказчик), в/ч 36005 (плательщик) и ООО “Тихоокеанская инженерная компания“ (подрядчик) заключены 3 государственных контракта на выполнение рабочих проектов, в том числе:

- от 20.10.2008 N 08106/6П по капитальному ремонту штаба: комплексный ремонт здания, кровли, фасада, устройство ОПС, шифр объекта 08-106. Сумма контракта - 1 068 483 руб., сроки выполнения работ: начало - октябрь 2008, окончание - 25.12.2008;

- от 20.10.2008 N 08105/5П по капитальному ремонту здания казармы (ремонт кровли, фасада, устройство ОПС), шифр объекта 08-107, стоимость контракта - 1 147 635 руб., сроки выполнения работ: начало - октябрь 2008 года, окончание - 25.12.2008;

- от 16.06.2008 N 1П на выполнение капитального ремонта здания столовой с заменой технологического оборудования, шифр объекта 08-2. Стоимость контракта - 780 000 руб., сроки выполнения работ определены со дня подписания контракта по 25.08.2008 включительно.

По факту выполнения работ сторонами оформлены и подписаны акты сдачи-приемки проектных работ от 24.12.2008 NN 9, 13, от 24.08.2008 N 8, накладные за NN 3, 18, 20. Для оплаты предъявлены счета-фактуры от 17.01.2009 за NN 5, 6, 11, всего на сумму 2 996 118 руб.

Неоплата выполненных работ послужила основанием для обращения ООО “ТИК“ в арбитражный суд с настоящим иском, предъявив, в том
числе требование к МО РФ в порядке субсидиарной ответственности.

Судом правомерно квалифицированы отношения сторон как регулируемые нормами § 4 главы 37 ГК РФ, условиями государственных контрактов от 20.10.2008 NN 08106/6П, 08105/5П, от 16.06.2008 N 1П.

При разрешении спора суд, установив факт выполнения проектных работ по указанным объектам, их приемку заказчиком, отсутствие оплаты за выполненные работы, с учетом правил статьи 758 ГК РФ сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания задолженности в сумме 2 996 118 руб. с ФГУ “Управление Тихоокеанского флота“. В данной части выводы судебных инстанций не оспариваются.

Вместе с тем суд с учетом заявленного требования в резолютивной части решения указал на взыскание в случае недостаточности денежных средств у учреждения с МО РФ за счет казны РФ.

Указывая на это, суд исходил из того, что Министерство обороны РФ является учредителем ФГУ “Управление ТОФ“, главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, имущество учреждения находится в федеральной собственности (раздел 2 Положения о ФГУ “Управление ТОФ“, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 324). Данная формулировка соответствует статьям 120, 399 ГК РФ, подп. 2 п. 3 статьи 158 БК РФ, разъяснениям, изложенным в абзаце 8 п. 4, абз. 3 п. 7. Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ“, и является правильной.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на исключение из резолютивной части решения слов “за счет казны РФ“ фактически направлена на иное толкование норм бюджетного законодательства, в частности, заявитель сослался на п. 10 ст. 242.3 БК
РФ, регулирующий исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.

При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 24.02.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2010 по делу N А51-19275/2009 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.Е.Лобарь

Судьи

С.Н.Новикова

Л.Б.Шарипова